РУС УКР

«Черный вторник» — это легкий бриз по сравнению с тем, что ожидает Россию в ближайшие полгода?

«Черный вторник» — это легкий бриз по сравнению с тем, что ожидает Россию в ближайшие полгода?
18 декабря 2014

  «Украине средства для спасения гривны следует искать не в лояльности иностранных доноров, а в резервах своей экономики», — эксперт

«Черный вторник» — это легкий бриз по сравнению с тем, что ожидает Россию в ближайшие полгода. Об этом в комментарии «Дню» заявил финансовый аналитик Виталий Шапран. «Думаю, истерия будет продолжаться, как минимум, где-то до 24 декабря, когда в США и Европе начнутся Новогодние праздники и каникулы. Потом будет временная «рождественская передышка». А с нового года их ожидает очередной отток капиталов из страны. И вот тогда будет настоящий финансовый шторм», — прогнозирует он.

По его словам, ситуация в российской экономике действительно критическая. И вчерашний выход на межбанк Министертсва финансов РФ кардинально ни на что не повлияет в стратегической перспективе. Причина — безответственность и недальновидность власти в экономической политике в сочетании с дерзостью и агрессивным поведением на внешнеполитической арене.

«Они не просто зависимы от цены на нефть. Они завязали на этом всю экономику. Это непродуманно, и  я бы даже сказал преступно. Поэтому, собственно, в РФ и грядет энергетический кризис. Он не наступит мгновенно. То, что мы увидели во вторник — это лишь начало, связанное с оттоком капиталов нерезидентов, обеспокоенностью населения... Россияне, в принципе, в этом плане проходят тот путь, который мы в Украине прошли в первой половине этого года. Но разница в том, что причины наших неурядиц были политическими, связанными со сменой элит,  а у них — это объективные факторы, связанные с падением стоимости их основного бюджетообразующего сырья», — говорит аналитик.

«Нас, аналитиков, спрашивают, почему падает курс? Мол, вот в Украине торговый баланс улучшается, а  курс — падает. Но  торговый баланс — это еще не все. Есть еще платежный баланс, в котором кроме движения товаров отражено перемещение капиталов: сколько денег завезли в страну, сколько вывезли. И именно это на курс влияет значительно больше, чем торговый баланс. С негативным торговым балансом страна может жить на протяжении десятилетий, и ничего с курсом ее национальной валюты не будет происходить. Гривня же начала падение именно потому, что инвестиции в страну прекратили поступать, потому что здесь война.  В РФ  природа падения национальной валюты похожа — отрицательный платежный баланс. Только вот причины этого другие. Из России хотят забирать деньги, потому что знают, что при таких ценах на нефть российская экономика будет падать», — рассказывает эксперт.

РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1998 г.

 

Конечно, то, с каким эмоциональным воодушевлением в Украине восприняли резкий обвал рубля и огромные очереди в российских магазинах, можно  понять. Слишком много негатива пришло со стороны российской границы в Украину. Но в этой эйфории, отмечают эксперты, не следует забывать, что украинская экономика тоже падает. «По соотношению гривни к рублю  мы видим, что последний ненамного больше девальвировал, чем наша национальная денежная единица», — отмечает Виталий Шапран. 

Кроме того, как ни крути, мы все еще экономически существенно зависимы от Российской Федерации. Туда на заработки ездят наши граждане. Россияне покупают наши товары. По разным оценкам, от 15 до 25% украинского экспорта идет в Россию — прямо или через оффшоры. Это для нас существенный рынок сбыта. После резкой девальвации рубля наши товары в России будут менее конкурентными и привлекательными.

 «Ситуация двоякая. С одной стороны, мы можем говорить об усилении экономических рычагов относительно влияния на Российскую Федерацию с целью подписания и соблюдения договоренностей мира на территории Украины. С другой стороны, возможности украинского экспорта в такой ситуации, понятно, будут ухудшаться», — отмечает председатель Всеукраинского союза  экономистов, доктор экономических наук Александр Кендюхов. Поэтому все зависит от того, как на это посмотреть.

По мнению экономиста Кендюхова, главная цель Украины сегодня — это мир на ее территориях. Соответственно, говорит он, возможности экономического роста — это производное от первоочередной цели. «Прекратим войну. А затем будем говорить о достижении экономического роста», — убежден он.

МОСКВА, 16 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА, 22.00. ОЧЕРЕДЬ В МАГАЗИНЕ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ. ТАКОЙ ЖЕ ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ АЖИОТАЖ В СВЯЗИ С РЕЗКИМ ПАДЕНИЕМ РУБЛЯ РОССИЙСКИЕ БЛОГЕРЫ ЗАФИКСИРОВАЛИ В МАГАЗИНАХ МЕХА, ОРГТЕХНИКИ, ПОСУДЫ И ДАЖЕ В ПРОДУКТОВЫХ СУПЕРМАРКЕТАХ / ФОТО ИЛЬИ ВАРЛАМОВА

Впрочем, не все эксперты разделяют позицию Кендюхова.

К примеру,  экс-министр экономики Украины Виктор Суслов отмечает, что причины практически трехкратного падения гривни (на черном рынке доллар вчера продавали уже по 22—23 гривни) — что значительно больше, чем у рубля — как раз в недальновидности политической элиты. «К Украине же Запад не применяет санкций, но и помощи существенной не предоставляет. Обещанные в декабре транши МВФ так и не поступили. Такой является цена нашего европейского выбора», — говорит Суслов.

По словам экс-министра экономики, Украине можно было и нужно было  готовиться к тем экономическим проблемам, с которыми мы столкнулись.

Рассудительные аналитики не раз предупреждали о том, что европейский выбор для Украины будет сопровождаться недружественными действиями с российской стороны. А к этому Украина оказалась неготовой. Предупреждали также о том, что от Запада особой  поддержки не будет. Но и на это не обращали внимания. В итоге Украина, потеряв рынки на восточном направлении — практически сократив на четверть экспорт товаров туда — потеряла поступление валютной выручки, на фоне оттока капиталов в связи с войной, ощутила, естественно, колоссальный недостаток валюты, растратила, в результате, свои золотовалютные резервы... Были, конечно, и другие факторы: коррупция, ошибки в экономической политике правительства, бездарная стратегия НБУ. Много факторов. В итоге мы вышли на траекторию серьезного экономического падения», — говорит Суслов.  В конечном итоге,  подытоживает он, в темпах падения национальной валюты Украина сегодня идет практически нога в ногу с Россией... Но у нас есть определенное преимущество, чтобы не стать лидером в этом состязании. И оно заключается вовсе не в том, в чем его пока еще ищет украинское правительство. По словам Суслова, средства для спасения следует искать не в лояльности иностранных доноров и кредиторов, а в резервах своей экономики. «Все же в плане конкурентоспособности наших товаров на мировых рынках у нас все же сохраняется относительный паритет по отношению к российским», — говорит эксперт.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ГОНЧАРЕНКО, аналитик онлайн-брокера I-NVEST:

— Финансовая ситуация в России довольно таки критическая. Причиной тому послужили в первую очередь экономические санкции принятые Европейскими государствами и США. Прежде всего от этого пострадал финансовый сектор экономики в виду невозможности подпитываться дешевыми внешними ресурсами. Как следствие этого — невозможность полноценно финансировать реальный сектор экономики страны, который тоже не остался в стороне от введенных санкций ведь большинство запланированных экспортных контрактов просто не реализовалось. Так же нужно учесть то, что около 70% доходной части ВВП России составляют нефть, газ и прочие топливно-энергетические ресурсы. При постоянно падающей цене на нефть данная часть доходов бюджета резко и значительно уменьшается. Дефицит импортных товаров и продукции, которые невозможно заменить отечественными, качественными аналогами повлекли за собой рост цен и как следствие обесценивание рубля. Введенные так называемые ответные санкции РФ против запада только еще больше изолировали внутреннюю экономику и не к чему хорошему не привели.

Что же касается Украины, то по моему мнению уж сильно опасаться того, что прогрессирующий финансовый кризис в России еще сильнее отобразиться на нашей экономике не стоит. Ведь с началом эскалации конфликта на востоке страны и аннексии Крыма для большинства предприятий уже было ясно, что нужно пересматривать генеральные векторы деловых отношений с нашим северным соседом. Плюс не стоит забывать, что кризис в украинской экономике вызван по большей части боевыми действиями на востоке страны и переходным периодом в отношении реформ как в политике так и в экономике государства. Большим плюсом в нашей экономической ситуации является поддержка МВФ и других международных финансовых организаций и западных стран. Дальнейшая финансовая поддержка будет зависеть от того насколько быстро и качественно будут проводиться реформы внутри страны.

Статьи

Все статьи