В Южной Корее уникально все.

Photo

Сегодня Южная Корея является страной, куда западные инвесторы охотно вкладывают деньги, а концерны переносят свои головные офисы. И власти продолжают работать над привлечением инвесторов. К 2020 году в северо-восточной части столицы появится цифровой медиагородок (Digital Media City), где по окончании проекта 23 тысячи человек будут заниматься телевещанием, мультипликацией, кино, музыкой и IT-обучением.

Планируется, что к 2020 году годовой оборот компаний в DMC составит $35 млрд. Здесь используются высокоскоростной интернет и беспроводные технологии, все небоскребы строятся с крышами и фасадом, способными по типу солнечных батарей вырабатывать электроэнергию. Используемые здесь передовые технологии позволят любому человеку нарисовать на небоскребе картинку или послать на фасад SMS, а также показывать на нем футбол. Символом DMC станет небоскреб «Сеульская башня света» на 640 м, который будет выше «Тайбэй 101» в столице Тайваня (508 м), но все же ниже рекордсмена Бурдж-Халифа в Дубае (828 м), пишет Сегодня. «Надеемся, что после объединения Кореи DMC будет играть еще более важную роль, — рассказал разработчик проекта Ким До-Нун. — Идея медиа-сити возникла в 1997 году, как только Samsung начал выпускать мобильные телефоны. Тогда политики были против, а сейчас сюда уже переехали головные офисы LG Telecom и CJ Ent (США), ряд международных институтов, занимающихся исследованиями в области компьютерных игр». Максимум на какие льготы могут рассчитывать инвесторы, в которых заинтересован Сеул, — на покупку земли под офис по цене ниже рыночной. Сейчас сюда стремятся компании из Японии из-за АЭС «Фукусима-1».

Для туристов. С чудо-столба можно отправить е-mail в любую страну. Фото: И. Ковальчук

Есть у корейцев амбициозные планы и по поводу туристов. Упор делают на пластическую хирургию и стоматологию, которые дешевле, чем в США и Японии, и используют передовые технологии. Подтяжка век здесь не требует долгого пребывания в клинике, а лазерная коррекция зрения поставлена на поток. Так сложилось, что 2000 клиник сконцентрировались в одном сеульском районе — Гонгнам (дает в бюджет Кореи 6%). Его и решили развивать как туристический, создав здесь целые улицы из бутиков мировых брендов, галерей и музеев. Символом стали 22 интерактивных информационных столба высотой 14 м, установленные за счет горадминистрации (каждый по $20 тысяч). Помимо справочной информации на них можно посмотреть новости на корейском, японском, китайском и английском языках, анонсы кино и спектаклей, можно виртуально примерить и заказать одежду из ближайшего бутика, а также сделать свое фото и отправить его по е-майлу

Пока строили капитализм, Сеул, дающий 70% ВВП страны, превратился в один из самых густонаселенных (17 108 человек на км) городов мира. На площади, меньше киевской на 235 км2 (605,25 км кв.), живут 11 млн человек (в Киеве официально — около 3 млн). Это половина населения Южной Кореи, поскольку в тяжелые годы сюда съезжалась вся страна и осели десятки тысяч беженцев из КНДР.

Паркинг. Машины — в лифт. Фото: И. Ковальчук

Несколько лет назад у властей появилась идея «разгрузить» мегаполис путем создания привлекательных условий для жизни в пригороде. Сюда надеются переселить 2,5 млн человек до 2020 года. В частности, чтобы заинтересовать в переселении, удлиняют 9 веток сеульского метро. К 2030 году до 0,5 млн планируют переселить в административный город Седжон, названный в честь императора, составившего корейский алфавит в 1443 году. Сюда будут переведены все админструктуры Кореи, а кабмин построят размером с Пентагон. С Сеулом, находящимся в 100 км, «корейскую Астану» свяжет скоростная электричка. В столице оставят структуры, связанные с международным сотрудничеством. На этот проект выделяется $60 млрд из бюджета, а $14,5 млрд инвестиций.

Рядовые корейцы потихоньку перебираются в пригород, поскольку не каждый может купить жилье в столице. Квартиры самой распространенной площади в 80 м2 стоят от 2 млрд вон ($1,8 млн), а в часе езды от Сеула за эти деньги можно купить дом с бассейном.

Традиционное жилье. В 1960-е годы сносили дома ханок, сейчас здесь лавки и отели. Фото: И. Ковальчук

«Цена жилья по сравнению с заработком в Сеуле оценивается по дороговизне в 9 баллов из 10, что выше чем Нью-Йорке, Лондоне и Токио», — рассказал нам Чжанг Ёнг-Хи, член комиссии Сеула по жилищному хозяйству. Секрет таких цен в том, что застройщик должен выкупить у Сеула участок под дом, и цена земли обычно составляет половину стоимости квартиры. Рассчитывать на соцжилье может лишь 5,8% сеульцев с доходом $500 на человека, которым предлагается аренда на 20 лет за 15% от стоимости. Те, кто не может себе и это позволить, живут в подвальных помещениях.

Райадминистрация. В одном здании и загс, и БТИ. Все перенесут в новый город. Фото: И. Ковальчук

Многие сеульцы покидают даже традиционные деревянные дома — ханок, обогрев которых производится через пол, под которым проложены трубы, куда засыпается горячий уголь (этим и объясняется, почему жизнь корейца от приема пищи до сна проходит на полу). Сначала эти исторические здания сносили районами, сейчас власти выделяют деньги на реконструкцию и в домах ханок открываются мини-отели и кафе.

Сеульское метро. Главный друг и помощник корейцев — смартфон. Фото: И. Ковальчук

55% корейцев арендуют жилье по схеме, существующей только в этой стране. Жилец отдает владельцу половину стоимости квартиры и никакой помесячной платы не производит. При выселении владелец обязан вернуть эту сумму, которую обычно используют в бизнесе, либо кладут на депозит (5—8%). «Наш хозяин на наши деньги арендовал жилье ближе к работе и еще что-то сэкономил», — рассказала жительница Сеула Ким. В случае, если хозяин «прогорел», его квартира выставляется на торги. Новая семья в Корее не создается, пока жених не насобирает взнос на аренду, а невеста не обеспечит мебелью и всем необходимым.

КРИЗИС. Именно из-за популярности такого вида аренды, а ипотека в Корее только появляется, финансовый кризис 2000-х годов особо не коснулся этой страны. Но антикризисные программы были, вроде очищения четырех рек, что дало работу тысячам крестьян. Признаки кризиса заметили около 300 украинцев, работающих в Корее.

«У нас уменьшили сумму, на которую ежегодно повышается зарплата. Меньше стало корпоративов в ресторанах и других мероприятий», — рассказал бывший житель Львовщины Тимур, ныне работающий в корпорации Samsung. При этом украинцы, как и корейцы, постоянно перерабатывают. «Неудобно уходить в 18.00, когда все твои коллеги продолжают работать, — рассказывает его коллега из Днепропетровска. — За переработку платят, немного, но на такси хватает». В сеульском отделении Samsung, занимающем целый пригород, работают около 30 украинцев, которым корпорация предоставила отдельные квартиры. После 5 лет работы они могут просить постоянный вид на жительство.