Соромься, «Киевэнерго»!?!?

Photo

Столицу штата Техас снабжает энергией компания, которой владеет город. И жители довольны – в отличие от нас, замученных «сервисом» и тарифами от практически частного «Киевэнерго»

Нет, наверное, такого киевлянина, у которого не накопилось бы претензий к «Киевэнерго», сообщает Газета по-киевски. То напряжение скачет так, что холодильники горят, то платежки с неизвестно откуда взявшимися долгами за свет приходят, то отопительный сезон задержат, то батареи в морозы отключат… Но тарифы при этом повышать не забывают.

А спасу нет никакого – и не только потому, что «Киевэнерго» – монополист. В Киевсовете сидит сплоченная фракция представителей «Киевэнергохолдинга», которая исправно голосует так, как надо команде власти, а взамен получает возможность поднимать тарифы, да еще и «доить» горбюджет. А то, что при этом руководство энергокомпании и власть публично препираются – так то ж публично…

Так ли хорош частник, как мы о нем думаем?

В ранние постсоветские времена мы как-то очень быстро привыкли считать, что раз государство все профукало, то, значит, частная собственность – лучшее средство от развала и вообще двигатель прогресса. Но оказалось, что смена собственника – не панацея. Потому что ни законодательство, ни конкуренция у нас так и не развились до такого уровня, чтобы заставить частника заботиться о чем-нибудь, кроме своих прибылей.

Хотя городу в «Киевэнерго» принадлежит меньше 13% (а сейчас вообще появились подозрения, что и эту долю активов втихаря продали), но как требовать миллиарды из городской казны, так столичная энергокомпания – в первых рядах. Может, если бы она оставалась в собственности городской общины и никакой акционер не был бы заинтересован набить свои карманы, то и не влетали бы киевлянам «тепло и свет» в копеечку, да еще и дважды – сначала по платежкам, а потом через выплаты из бюджета?

То, что в случае с энергообеспечением муниципальная собственность оказывается эффективнее частной, доказывает американский опыт. В этом корреспондент «Газеты по-киевски» убедился, побывав в столице штата Техас – Остине.

И тарифы низкие, и прибыль есть


В этом городе с населением под 700 тысяч человек никто на качество услуг своей муниципальной энергокомпании не жалуется, передает Инфобуд. Эта проблема попросту отсутствует в списке тем тамошних журналистов, а местные жители даже не сразу понимали, о чем речь, когда мы интересовались, случаются ли у них перебои со светом и приходят ли им непонятные долговые платежки.

Тарифы тоже нареканий не вызывают. Если в других городах штата – Далласе или Хьюстоне, где электроэнергию генерируют и поставляют коммерческие компании, тариф для населения – от 12 до 16 центов за киловатт/час, то в Остине – 9,5 цента. Владелец шестикомнатного дома (там это не роскошь, а обычное жилье) платит в месяц $300 по счетам.

А большая часть счета за комуслуги во многих штатах США, в том числе и в Техасе, – как раз за электричество. Потому что отопление там просто не поставляется – электроэнергия используется не только для охлаждения, но и для обогрева жилья, то есть вместо батарей там кондиционеры.

Откуда дешевизна? Может, секрет в дотациях? Напротив, вместе с муниципальным же водоканалом (который у нас тоже постоянно выпрашивает деньги) остинская энергокомпания дает треть поступлений в горбюджет! Для нас, привыкших к вечному плачу «Киевэнерго» об убыточности, это звучит, как фантастика. Может быть, техасцы не думают о модернизации? Снова мимо.

Мы своими глазами видели, как на небольшой ТЭЦ, построенной всего 6 лет назад, уже меняется все оборудование – на более экологичное и эффективное. Да еще и с таким расчетом, чтобы каждый технологический этап был подстрахован дважды: вышла из строя одна установка – подключается запасная, передает Инфобуд. С ней что-то неладно – еще одна есть. Так что потребители даже не заметят, если на ТЭЦ какие-то проблемы.

Но это – мелочи. Недавно остинская энергокомпания подписала контракт на $250 млн на строительство солнечной электростанции на окраине города. Тут «Киевэнерго» вообще должно сгореть от стыда – какие там высокие технологии – у нас даже теплосети заменить не могут, чтобы они каждый год не рвались в одном и том же месте!

О качестве услуг и речи нет – в Остине много предприятий, для которых важна стабильность напряжения – малейший перепад мог бы привести к миллионным убыткам, и, по закону, возмещать их пришлось бы энергокомпании. Так что дешевле предотвращать ЧП.

За депутатом – глаз да глаз

В отличие от коммерческих энергокомпаний, которые согласовывают свои тарифы с регуляторными комиссиями штатов, в муниципальных компаниях тарифы на киловатт устанавливают депутаты горсовета. Кстати, их в Остине всего семь человек. (Пропорционально количеству населения в столице Украины, в Киевсовете их должно быть тогда человек 25, а не 120, как сейчас).

Кроме депутатства, эти семеро народных избранников составляют еще и совет директоров энергокомпании. И им удается действовать взвешенно – не скатываться в популизм и не снижать тарифы до невозможности развиваться, но и не гнаться за сверхприбылями, о которых только и мечтают акционеры коммерческих компаний. Откуда такое благоразумие? А просто иначе их больше никуда не выберут.

Нас, привыкших к гранитной неприступности здания на Крещатике, 36, не могла не поразить практика отправления народовластия в Техасе. Представьте себе, что осталось бы от киевской мэрии, если бы наши депутаты заседали на первом этаже, да еще и в зале с окнами от пола до потолка, которые выходят просто на тротуар улицы – безо всяких заграждений.

А в Остине дом горсовета специально так построили, чтобы народным избранникам было видно, с какими лозунгами горожане выходят протестовать. Но люди могут не только через стекло кулаком погрозить. Просто показав охране на входе содержимое своей сумки (в доказательство, что, собираясь пообщаться с депутатами, ты не воспользовался существующим в Техасе правом свободного ношения оружия), любой человек может прийти на сессию, которая проходит каждую неделю, и даже выступить там три минуты.

И никто заседание не прервет и не отменит – были случаи, что из-за таких народных выступлений сессии затягивались до 2–3 часов ночи! Вот это открытость власти. А у нас попробуй на Крещатик, 36 заявиться – сразу от ворот поворот получишь… Но это уже совсем другая история…

Капитализм – не значит «прихватизация»

Остин со своей организацией энергообеспечения – не исключение. В США около 2 тысяч муниципальных энергокомпаний – как в небольших городах, так и в огромных, например, в Лос-Анджелесе – втором по величине городе в США.

В Комиссии по регулированию тарифов штата Техас не видят никаких преимуществ приватных компаний перед муниципальными, скорее наоборот – отмечают, что их тарифы более обременительны. Возникает вопрос, а откуда в США, в этой образцово-капиталистической стране с культом частной собственности, вообще муниципальные компании? Как правило, они сложились исторически, в Остине, к примеру, она действует с конца 19 века. И за все это время прибрать ее к рукам никому не позволили. В отличие от нашей массовой «прихватизации»…