Риски посткризисного развития. Недвижимость: хотела бы дорожать, да мочи нет

Photo

Один из крупнейших банков мира озаглавил свой мартовский инвестиционный прогноз относительно Украины: «Ukraine Will Eventually Muddle Through» – «С грехом пополам, но Украина доведет дело до конца»

Инвесторы настолько изголодались по позитивным новостям из Украины, что малейшие подвижки уже ассоциируются с поступью вперед. Что уже говорить о властном блицкриге «Регионов» и Януковича, когда они молниеносно восстановили властную вертикаль – так, как Ющенко не сподобился за все пять лет своего президентства. Теперь главный вопрос: сможет ли Украина и ее новое правительство соответствовать этим завышенным ожиданиям?

Инвесторы:
Стадный инстинкт в действии


Оценщики кредитных рисков повышают суверенные рейтинги Украины, а на рынке украинских еврооблигаций наблюдается нечто невоообразимое еще месяц назад – государственные ценные бумаги котируются по цене выше (!) номинала, с доходностью 6–8%. Чем ниже доходность – тем прочнее кредитная репутация страны-заемщика.
А ведь сравнительно недавно отечественные ценные бумаги торговались по цене едва ли не в полноминала – западные аналитики на полном серьезе уверяли, что Украина пребывает в преддефолтном состоянии. Те, кто скупил тогда еврооблигации по дешевке, сегодня подсчитывают барыши.

Кроме ободряющих политических новостей с Печерских холмов, для Украины благоприятно складывается также внешнеэкономическая конъюнктура – растут мировые цены на железную руду – безошибочный индикатор грядущего повышения цен на металл.
В ситуации годичной давности, когда Украину почти что списали с инвестиционных счетов, и нынешней, когда ее бумаги расхватываются, как горячие пирожки, наблюдается нечто общее – доминирующий стадный эффект, заменяющий собой трезвый взгляд на реальное положение дел, пишет газета по-киевски. Как год назад трубить во все трубы о банкротстве Украины было необъективно, так и сейчас подсаживаться на кальян позитивных новостей из Украины было бы несколько преждевременно. Но инвесторы, охваченные групповым мышлением, спешат фиксировать будущую прибыль. Если риски Украины год назад гипертрофировались, то ныне они минимизируются. А их стоит помнить.

Риск №1 – ВВП Украины в руках Конституционного суда

Никогда еще в новейшей истории Украины ее экономическая перспектива не находилась буквально физически в руках Конституционного суда. Ее, эту перспективу, можно даже потрогать, если прикоснуться к обращению в суд депутатов от БЮТ о признании неконституционным нынешнего порядка формирования парламентской коалиции, в обиходе прозванном «тушками». Если Фемида с улицы Жилянской признает этот порядок соответствующим Основному Закону (в чем все меньше сомнений, несмотря на всю очевидность грубых нарушений) – Украина наберет еще большую скорость. А если справедливо сочтет антиконституционным – страна зависает в безвременье еще минимум на год.

Риск №2 – не договоримся с МВФ

Параллельный фактор, предопределяющий экономическое будущее Украины на ближайшую перспективу – это исход надвигающихся переговоров с МВФ. Почему-то сформировалось мнение, будто успех этих переговоров предопределен. Но вряд ли «Регионы» захотят рискнуть, приняв все до единого, снова-таки, обоснованные требования кредитора об упорядочивании экономической политики. Серьезные прения ожидаются относительно реформ пенсионной системы – но ведь просто необходимо что-то предпринимать для сглаживания 30-миллиардного дефицита Пенсионного фонда, который признал новый министр финансов Федор Ярошенко. В свою очередь, вряд ли МВФ будет настаивать на сокращении дефицита бюджета до 4% ВВП. После 10-процентой дыры по итогам минувшего года сжать разрыв до 4% – это все равно что безжалостно, не отдавая себе отчета в последствиях, ударить по тормозам автомобиля, мчащегося вниз по горному серпантину.


«Зеленый свет» от МВФ – это не только деньги, хотя без этих шести миллиардов долларов Украина, как рыба без воды. Это еще и сигнал для инвесторов, сертифицирующий пригодность и надежность Украины как объекта капиталовложений.

Риск №3 – правительство позавчерашнего дня


Потенциальных инвесторов Украины насторожил список министров как бы нового Кабинета: они и в лупу не могут рассмотреть и вспомнить не могут, с кем имеют дело. Как можно ожидать от набора проблемных министров осмысленных и решительных действий по экономическому возрождению Украины? Постер Тигипко, налепленный на фасад для привлечения западных капиталовложений, долго выполнять «декоративно-завлекательную» функцию не сможет. Как бы эйфория первых 100 дней не сменилась традиционным осознанием: «чудес в Украине не бывает».

Риск №4 – коррупция неистребима


Фонтан заверений в решимости обуздать коррупцию вскоре иссякнет, ибо мздоимство – это соединительная ткань украинского госаппарата, его вены и артерии. Потыкаются-помыкаются инвесторы, принявшие басни за действительность, и обломаются, отправившить искать другие географические пристанища для своих капиталов.


Гривня: дорожаем постепенно


Но пока приплыв валюты в Украину обеспечен. По крайней мере в этом году. Это поможет гривне расслабиться и «забыться». Как страшный сон, вспоминаются теперь штопор осенью 2008 года и качели в 2009-м. В первой половине 2010-го пока не наблюдается макроэкономических предзнаменований для рецидивов, если только гривне не подставит подножку новый виток обострения политической нестабильности.
Растущие цены на металл, уменьшение объемов импортируемого газа в связи с окончанием отопительного сезона и приток инвестиций начнут подталкивать гривню в сторону укрепления. Но Нацбанк и правительство экпортеров, заинтересованных в более дешевой гривне, будут сдерживать удорожание национальной единицы. Скорее всего, ее укрепление в 2010 году неотвратимо, но дорожать она будет очень степенно – сбрасывая копейка за копейкой из официального курса.

Недвижимость: хотела бы дорожать, да мочи нет

Как бы ни мечталось строителям и собственникам жилья, чтобы тренд цен на недвижимость повернулся вспять и начал расти, в 2010 году такой поворот маловероятен. Спрос, несомненно, значителен, и он накапливается, но это в большинстве своем спрос неплатежеспособный. Тех, кто мечтает купить квартиру – легион, и это спрос. Но тех, кто может ее купить – наперечет, и это платежеспособный спрос.

И банки, и их клиенты обожглись на пузыре цен на недвижимость, и ожог этот еще будет некоторое время предостерегать и одних, и других от повторения ошибок. Поэтому ипотека, хотя и будет постепенно реанимироваться, но ей еще далеко до роли инжектора, впрыскивающего ликвидность в двигатель предложения.

Если Азаров останется верен своему принципу, повторенному не единожды – Украину спасет строительство, строительство и еще раз строительство – и Кабмин сможет разработать действенную программу доступного жилья, быть может, это и запустит цепную реакцию возобновления строительной активности.

Но удовлетворить десятки тысяч очередников десятками квартир невозможно. Для начала надо хотя бы обуздать (ведь победить ее невозможно) коррупцию.