Рейтинговые агентства активизировались по снижению рейтингов России – S&P поставило рейтинг на пересмотр с прогнозом понижения, а Moody’s уже понизило кредитный рейтинг Газпрома. Это отражает ухудшение кредитоспособности российских заемщиков на фоне низких цен на нефть и санкций. Реакция российский властей на происходящее напоминает Украину времен Януковича – сначала тратим резервы, затем зажимаем гайки, а потом бежим. Проторенная дорожка помогает рейтинговым агентствам предвидеть развитие ситуации и заблаговременно понижать кредитные рейтинги. А это еще больше усугубляет ситуацию. И даже без западных санкций российским заемщикам все труднее и дороже не то что привлекать новые долги, а даже рефинансировать старые – и эти долги приходится возвращать. Что и приводит к очередным всплескам девальвации рубля, на которую власти реагируют новым ужесточением.
Да, сейчас российский рубль укрепляется и уже достиг 55 руб/долл. – уровней начала декабря и на 30% ниже рекордного максимума (почти 80 руб/долл). Однако, медведь разбужен и на следующий год у рубля остаются девальвационные перспективы и коридор колебаний от 50 до 80 руб/долл. Впрочем, в течение января-февраля стабильность курса рубля помогут обеспечить обязательные продажи валюты крупнейшими российскими госкомпаниями-экспортерами – как ожидается, они за эти два месяца продадут валюты на $40-50 млрд. Ну а дальнейшая динамика рубля во многом будет зависеть от цен на нефть. Последние же пока нашли локальное дно. Но после консолидации наверняка пойдут искать новое дно в направлении 40 долларов за баррель. Этому может помочь снижение курса китайского юаня. Девальвация юаня вообще негативна для сырьевых товаров. Правда, в ОПЕК прогнозируют начало роста цен на нефть во втором полугодии 2015 года в направлении 70-80 долларов за баррель. При этих ценах перспективы рубля хотя и не блестящие, но и не печальные.
Украина
Кабмин предлагает ввести на 2015 год импортный сбор в размере 5-10% со всех товаров, кроме жизненно необходимых (в первую очередь энергоносителей). Это позволит пополнить госбюджет и уменьшит давление на валютные резервы. В качестве краткосрочной меры (а на долгий срок Украина не имеет права ее вводить) это оправдано. Хотя очередной удар будет нанесен по, и без того, серьезно пострадавшим от девальвации импортерам. Да и новый налог, и увеличение налогового давления как-то расходятся с ранее заявленными целями их сокращения. И цены на все импортные товары, особенно те, которые не производятся в Украине, то есть их физически невозможно заместить украинской продукцией – эти цены неибежно вырастут на величину нового импортного сбора. Впрочем, сейчас реальная цель – выживание Украины. И такая цель оправдывает многие средства.
Одним из таких средств планируется повышение ставки подоходного налога с депозитов с 15% до 20%. До аналогичной ставки поднимется также налог с зарплат свыше 13 тыс.грн.
Макропоказатели Украины, заложенные в проект госбюджета впервые за многие годы близки к реальности по главному показателю – номинальному ВВП (1,72 трлн.грн.). И по итогам года даже есть шанс перевыполнения доходов за счет более высокой инфляции, чем заложено в бюджете (13%). Однако цели по доходам и расходам госбюджета заложены очень высокие, поэтому даже превышение инфляции и номинального ВВП над прогнозными скорее просто позволит вписаться в бюджет.
Е. Найман