Чому падає ціна нафти і чим це добре для світової економіки

Photo

В последний день сентября цены на сырую нефть обновили двухлетний минимум. Ноябрьские фьючерсы на североморскую нефтяную смесь марки Brent подешевели до $94,67 за баррель (самый низкий с июня 2012 года уровень), а фьючерсы на WTI – до $91,16 (последний раз они стоили столько в ноябре 2012-го). Экономисты говорят о самой крупной распродаже сырья с момента мирового финансового кризиса, с середины июня нефть упала на 16%. Эксперты предполагают, что Саудовской Аравии придется сократить свою добычу, чтобы удержать цены на уровне $100, но непонятно, поможет ли это в условиях того, что Иран, Ирак, Нигерия, США и Ливия наращивают производство. Если стоимость нефти продолжит снижаться, это, вероятно, не понравится нефтяным компаниям, но зато станет хорошей новостью для потребителей и мировой экономики в целом, пишет журналист Мэтью Филлипс из Bloomberg Businessweek

Падение нефтяных цен можно объяснить снижением спроса (замедление Китая, стагнирующая Европа; по прогнозу Международного энергетического агентства, в этом году прирост спроса будет минимальным с 2011-го), но важнее здесь увеличение предложения, считает Филлипс.

Как это повлияет на мировую экономику? Согласно оценке старшего экономиста по глобальным рынкам в Capital Economics Эндрю Кеннингема, «падение цен на нефть на $10 перераспределит эквивалент 0,5% мирового ВВП от производителей к потребителям». Это в свою очередь повлияет на глобальный спрос, поскольку потребители тратят большую долю своего дохода, чем бизнес, пишет издание. Если допустить, что потребители будут тратить, а не копить, половину того, что они сэкономят на более дешевом топливе, снижение цены на $10 приведет к увеличению глобального спроса на 0,2–0,3%, заключает Кеннингем.

Для разных стран последствия этого будут разными, отмечает Businessweek. В Европе, где финансисты уже сражаются с дефляцией, снижение нефтяных цен может только усложнить работу ЕЦБ. Для нефтепроизводящих экономик эта новость также будет плохой. При этом, если верить аналитикам Capital Economics, Россия и большинство ближневосточных стран смогут справиться с падением стоимости сырья, а вот Бразилии, Венесуэле и Мексике придется труднее, поскольку они не стараются «сохранить большую часть своих нефтяных доходов». (В скобках отметим, что и у России расходов хватает.)