Гонконг, по местным меркам, всегда считался довольно небедным — построенный англичанами в 1842 году (и бывший британской колонией до 1997 года), он быстро превратился в крупный торговый порт.
Но расцвет, который мы видим сейчас, начался примерно в 60-е и 70-е годы. Тогда транснациональные корпорации, а вслед за ними и азиатские предприниматели, обнаружили, что шить рубашки, производить автомобили и бытовую технику, а также различную потребительскую мелочевку, в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА) весьма выгодно — рабочая сила дисциплинированная, не пьющая, быстро обучается и недорого стоит. На этом пошел подъем Тайваня, Южной Кореи и, в том числе, Гонконга (последний, например, в 70-е годы производил 80% всех выпускаемых в мире пластиковых цветов, развивал масштабное текстильное производство). При этом Гонконг, также как и Сингапур, решил по ходу застолбить за собой еще одну интересную нишу — удобного центра для размещения головных контор банков, инвестиционных компаний и прочих финансовых институтов, которые хотят работать на быстро растущем рынке ЮВА.
Для этого была внедрена крайне простая система налогообложения, которая позволяла инвесторам не платить налоги с перепродажи акций, не облагала налогом недвижимость, а прибыль корпораций и доходы физлиц облагала по низкой ставке (15%). В городе нет НДС и практически нет таможенных сборов, пишет Сегодня. Наконец, статус британской колонии, которая управляется по британским законам и британской же системе правосудия, обеспечивал городу политическую стабильность и доверие инвесторов.
Довольно быстро в Гонконге открыли свои офисы крупнейшие банки мира, заработала в полную силу местная фондовая биржа, потекли деньги со всей Азии. Руководство же города, надо отдать ему должное, полученные средства не воровало, а вкладывало в развитие инфраструктуры (например, в строительство самой удобной в мире системы общественного транспорта). Чтобы инвесторам было в Гонконге максимально комфортно находиться не только экономически, но и физически. Изначально, правда, в городе, как и во всей Азии, были большие проблемы с коррупцией и росла социальная нестабильность, подогреваемая из материкового Китая (например, в 1967 году вспыхнуло кровавое восстание рабочих против британцев). Но к середине 70-х ситуация серьезно улучшилась: на промышленном буме поднялся уровень жизни, а коррупции нанесла решающий удар созданная в 1974 году Независимая комиссия по предотвращению коррупции.
У экономического бума есть свои издержки. Например, в Гонконге — самая дорогая жилая недвижимость в мире. В центральных районах стоимость квадратного метра составляет $41 000! Есть спрос даже на аренду апартаментов в $50 000 в месяц. И это не удивительно — 70% сделок совершают «материковые» китайцы (среди тамошних миллионеров иметь жилье в Гонконге — все равно, что для олигархов из СНГ недвижимость в Лондоне: вопрос престижа и, отчасти, безопасности бизнеса — в Гонконге как-то увереннее себя чувствуешь, чем в материковом Китае).
В спальных районах подешевле, но не очень. Так, квартира в местной многоэтажке площадью 50 кв м стоит миллион долларов. Причем в этой квартире, как правило, живут папа, мама, двое детей и филиппинская домработница, которую по выходным семейство вежливо просит пойти погулять на улицу.
Если постараться, то можно где-то в отдаленном районе найти квартиру в 50 «квадратов» и за полмиллиона. Но это самая нижняя ценовая планка.
Квартиры покупаются в кредит — на 20—30 лет под 5% годовых. Ежемесячный платеж составляет в среднем $2,5—5 тыс. Зарплаты очень разнятся. У ведущих менеджеров инвестиционных банков они могут исчисляться сотнями тысяч в год. Работники сферы услуг (официанты, продавцы) зарабатывают в среднем $1000—1100 в месяц. Клерки в банках, управленцы нижнего звена, менеджеры сферы услуг — около 1500. Средний доход домохозяйства (то есть всей семьи) в месяц — $3500. Но это «средняя температура по больнице». 28% семей получают менее $1300 в месяц. 38% — от $1300 до 3200. 17% — от $3200 до 5000 и столько же — более $5000 в месяц.
Другими словами, для большей части населения Гонконга кредит на жилье труднодоступен. Но не местные жители, повторимся, определяют спрос на недвижимость в городе. И не только на недвижимость. В Гонконге можно увидеть интересную картину — очередь на улице в магазины «Луи Виттон» и «Шанель». Слишком много желающих. Впрочем, цены на продукты питания в городе где-то на уровне киевских (по некоторым позициям выше, по некоторым — немного дешевле). На уровне наших и цены в общепитах нижней и средней ценовой категории (стоимость до 100 грн. на человека). А вот дорогие рестораны в Гонконге дороже наших «крутых» — за пиццу далеко не в самом топовом заведении там могут запросто попросить 350 грн, а за суп — 250.