Обычно любое обсуждение перспектив внедрения в Украине (да и не только у нас) возобновляемой, или «зеленой», энергетики заканчивается словами о том, что все необходимые технологии и разработки уже имеются, недостает только внимания со стороны правительства и… государственных субсидий. В случае с нашей страной это, несомненно, так. Однако в Европейском Союзе развитие солнечной энергетики — одна из наиболее приоритетных задач для всех государств-членов. Особенно активно реализацией программы поддержки отрасли в последние годы занималось испанское правительство, опыт которого свидетельствует: поддержки может быть слишком много.
Урок для всех
Значение испанского прецедента для дальнейшего развития солнечной и других форм возобновляемой энергии во всем мире нельзя недооценивать. В 2008 году, на пике «золотой лихорадки», около половины всех сооружаемых в мире солнечных электростанций (по мощности) строились именно в этой стране. Казалось, Испанию можно считать блестящим примером, на который следует ориентироваться всем прочим государствам, ставящим перед собой цель развивать альтернативные источники.
Но испанское небо оказалось вовсе не столь безоблачным: сегодня, спустя два года после начала правительственной программы, проходившей под лозунгом «Солнце двигает нас вперед», испанский опыт воспринимается в мире скорее как пример того, как делать не нужно. Мировой кризис показал, что невероятный по своим объемам бум солнечной энергетики был в значительной мере финансовым пузырем, обреченным на то, чтобы рано или поздно лопнуть.
От восхода до заката
Так называемый «специальный режим», в соответствии с которым электроэнергия, полученная от возобновляемых источников, рассматривается отдельно от прочих видов ее генерирования, действует в Испании с 1980 года. С 1994-го в стране вступил в силу закон, устанавливающий отдельные, более высокие, тарифы на электричество, производимое солнечными, ветряными и гидроэлектростанциями, с целью стимуляции развития отрасли. Эта политика последовательно проводилась всеми испанскими правительствами, а меры, направленные на защиту альтернативной энергетики, постепенно усиливались.
В рамках избранного курса в 2007 году власти Испании приняли ряд законодательных актов, основной целью которых было обеспечение 20% доли возобновляемой энергетики в общей структуре генерации электричества к 2010 году. Для этого предусматривались два основных механизма.
Во-первых, тариф на такую продукцию был установлен на беспрецедентно высоком уровне — около $0,58 за киловатт-час, что не могло не привлечь внимания множества инвесторов, ищущих наиболее выгодную отрасль для вложения денег. В дополнение к этому обязали поставщиков выкупать весь объем электричества, генерируемого солнечными станциями. Это, в свою очередь, сделало риски, связанные с инвестициями в возобновляемую энергетику, практически нулевыми, а прибыль — гарантированной.
Во-вторых, правительство предложило государственные кредиты на строительство солнечных электростанций и промышленных предприятий, производящих для них оборудование, на очень выгодных условиях. К сумме кредита добавлялись также субсидии, выдаваемые из регионального бюджета той провинции, в которой планировалось строительство.
Фактически инвесторам была предложена гарантированная прибыль и деньги для того, чтобы начать ее получать. Неудивительно, что практически все заинтересованные компании устремились в Испанию. По данным испанской Национальной комиссии по энергетике, за время действия программы в стране были созданы мощности, способные генерировать около 3,75 гигаватта (!) электроэнергии. И эта цифра относится только к солнечным электростанциям, а ведь параллельно с ними развивались ветряные и другие.
Небольшой шахтерский городок Пуэртояно, расположенный в Кастилии, стал одним из центров новой энергетики. В ранее депрессивном регионе с уровнем безработицы, достигавшим 20%, были сооружены две крупные солнечные электростанции и несколько заводов, производящих солнечные батареи и кремниевые подложки для них. Открылось несколько исследовательских лабораторий. Пуэртояно, на первый взгляд, на практике доказал преимущества перехода от добычи угля к использованию солнечной энергии.
Но вскоре Испания столкнулась с серьезными проблемами. Из-за искусственно созданных «тепличных» экономических условий такой энергетикой начали заниматься даже те компании, для которых эта деятельность не являлась профильной, естественно, с предсказуемо посредственными результатами. Опытные энергетические компании тоже нередко запускали в эксплуатацию новые мощности совершенно без учета их потенциальной экономической эффективности и целесообразности включения в общую сеть государства, поскольку стабильный сбыт киловаттов по твердой цене им был гарантирован в любом случае.
Подобная ситуация негативно сказалась и на качестве проектов солнечных электростанций. В нормальных условиях таковые должны обеспечивать очень высокий коэффициент преобразования солнечного света, тепла или и того, и другого в электроэнергию. Только так солнечная энергия может конкурировать с более дешевым электричеством, вырабатываемым на ТЭЦ или ГЭС.
В итоге испанское правительство оказалось в ситуации, когда субсидирование отрасли требовало все больше денег из государственного бюджета. При этом наблюдалась тенденция к дальнейшему росту затрат, а не к их сокращению за счет повышения эффективности или внедрения инновационных технологий, как это планировалось при утверждении программы. В условиях общего падения экономики, связанного с кризисом, Мадрид был вынужден объявить о прекращении программы и значительном снижении объема помощи предприятиям возобновляемой энергетики.
За несколько месяцев отрасль упала почти так же стремительно, как и выросла. Интересно, что прогнозы о том, что сворачивание поддержки солнечной энергетики вызовет массовые увольнения, не оправдались. По подсчетам исследователей Мадридского университета им. Хуана Карлоса, одно рабочее место, созданное в области возобновляемой энергетики, обходилось в сумму, достаточную для создания 2,2 рабочих места в других отраслях.
Если разобраться
Все равно опыт
Тем не менее испанский опыт поддержки солнечной энергетики нельзя рассматривать как полностью негативный. После завершения программы закрылись только неэффективные предприятия, а станции, построенные с учетом экономических реалий, продолжили работать. Городок Пуэртояно уже не является центром новой индустрии, но значительный процент его жителей все еще работает на солнечной электростанции, а безработица не вернулась на прежний уровень. Некоторые эксперты говорят: несмотря на то, что на надувание «солнечного пузыря» были потрачены значительные деньги, которые можно было использовать эффективнее, Испания все равно от него выиграла, получив технологическое преимущество в области альтернативной энергетики перед другими странами, которое еще себя проявит в будущем.
Другие страны, в частности США, Германия и Италия, тоже сделали для себя выводы из испанской ситуации. В Германии, например, приняли решение не отказываться от поддержки солнечной энергетики, но значительно сократить объемы компенсаций. Италия, которая практически не имеет собственных углеводородных ресурсов и целиком зависит от их импорта, собирается вывести солнечную энергетику на самоокупаемость уже в ближайшие несколько лет без всяких государственных дотаций.
Опыт Испании: Бум солнечной энергетики был финансовым пузырем