Норвегия инвестирует в кризис

Photo

После четырех лет подъема в норвежской экономике в начале 2008 года произошел разворот. Рост существенно замедлился в связи с ухудшением глобальной конъюнктуры и ограничениями по мощностям внутри экономической системы. До осени 2008 года большинство прогнозов указывали на «мягкую посадку» национальной экономики. Затем, однако, проблемы на глобальных финансовых рынках стали более серьезными, особенно после заявления о банкротстве американского банка Lehman Brothers в середине сентября, и перспективы серьезно ухудшились.

Теперь Осло использует имеющееся пространство для финансового маневра, чтобы противодействовать сокращению внутреннего спроса. Экономическое стимулирование в сочетании с другими мерами государственных институтов в значительной степени ограничивают циклический спад. Кроме того, сохраняющаяся высокая активность в нефтяном секторе поддерживает другие сферы бизнеса. В итоге, по оценкам статистического агентства Statistics Norway, рост безработицы в Норвегии, вероятно, будет медленнее, чем в других странах.

Премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg) выразил уверенность, что страна преодолеет кризис с меньшими потерями, чем многие другие, отметив, что больше всего его беспокоит рост безработицы. Коалиционное правительство объявило о ряде стимулирующих мер, направленных на преодоление последствий кризиса. По словам Столтенберга, пока рано говорить о том, будут ли предусмотрены дополнительные пакеты помощи в уточненном бюджете на 2009 год, который будет обнародован в мае.

В 2008 году перелом в динамике постепенно становился все более отчетливым. Скорректированная с учетом сезонного фактора квартальная статистика практически не показывала роста. В конце года было зафиксировано небольшое сокращение совокупного валового продукта. Циклический максимум экономической активности был достигнут в четвертом квартале 2007 года; в 2008 году развитие уже замедлялось, несмотря на то, что в годовом выражении темп роста в материковой Норвегии составил 2,4% на фоне эффекта 2007 года. С середины сентября 2008 года финансовый кризис и ситуация на мировом рынке начиная усугубили проблемы. Денежные рынки перестали нормально функционировать, цены финансовые инструменты и сырье резко обвалились.

Спад последовал за периодом очень активного роста глобальной и внутренней экономики, которому способствовали благоприятные торговые условия. Мало какие страны выиграли больше, чем Норвегия, на фоне подъема, когда повышались цены на нефть, газ и другое экспортное сырье. В то же время все более активно в страну поступали импортные товары из стран ЕС и Азии. С 2002 по 2008 год реальные располагаемые доходы в Норвегии выросли более чем на 40% — это больше, чем во всех других западных странах. Но теперь торговый климат ухудшается. Благоприятные изменения последних лет частично нейтрализуются. Располагаемые доходы в 2009 году, вероятно, сократятся, и снижение может достигать около 10%.

Безработица в Норвегии повышается с прошлой осени, но, тем не менее, остается на низком уровне по историческим и мировым меркам. В 2008 году ее показатель составил 2,6%, к концу 2009 года оно может достигнуть почти 5%. Согласно оценкам статистического управления Statistics Norway, средний уровень безработицы в 2010 и 2011 годах составит 4,7%, или 125 000 человек.

Рост заработной платы в Норвегии в последние несколько лет был довольно значительным. В 2009 году он должен замедлиться, в 2010-2011 годах темпы роста также будут невысокими. Сегодня ключевые экспортные сектора переживают не лучшие времена, рост безработицы также ограничивает динамику зарплат. Этот фактор и ускорение роста производительности будут замедлять инфляцию в следующие два года. Существенное снижение стоимости энергоносителей в 2009 году по сравнению с 2008 годом позволяет говорить о прогнозном CPI (индекс потребительских цен) на уровне 1,4% в текущем году против 3,8% в 2008 году.

Перелом в динамике экономического развития начался со спада в инвестициях на рынке недвижимости. Далее последовало снижение расходов на потребительские товары длительного пользования, разворот в потребительском секторе отчетливо проявился в 2008 году. Инвестиции в бизнесе пошли на спад в последние два квартала, после очень активного роста в 2007 году. Экспорт традиционных товаров демонстрировал устойчивую динамику, несмотря на ухудшение международной ситуации. Выраженный спад стал очевиден ближе к концу 2008 года. Однако норвежская экономика получила хороший стимул благодаря росту инвестиций в нефтяном секторе и увеличению госзакупок товаров и услуг в 2007-2008 годах. В результате динамика выпуска в Норвегии до конца 2008 года была более благоприятной, чем во многих странах ОЭСР. Если ввиду снижения цен на нефть и проблем на финансовых рынках нефтяные компании сократят капиталовложения, экономическая ситуация в стране ухудшится. В таком случае по динамике Норвегия приблизится к странам ОЭСР.

В 2007 и 2008 годах рост госзакупок достигал примерно 4%, уровень налогов существенно не менялся. Таким образом, политика государства умеренно стимулировала развитие экономики. Неизменные налоговые ставки действовали как автоматические стабилизаторы на этапе подъема и ограничивали рост. Кроме того, это существенно улучшало баланс текущего бюджета, так что и «ненефтяные» статьи были практически сбалансированными в 2007 году и фиксировали лишь небольшой дефицит в 2008 году.

Statistics Norway прогнозирует, что возможно некоторое изменение в структуре госзакупок с большим акцентом на инвестиции и меньшим объемом расходов на потребление. Дальнейшая динамика инвестиций в нефтяной отрасли будет определяться изменениями цен на нефть, которые, по прогнозам Statistics Norway, будут постепенно расти с конца 2009 года и далее в пределах прогнозного периода. В 2009 году значительная доля инвестиций закреплена на контрактных условиях и будет осуществлена независимо от конъюнктуры.

В конце января норвежское правительство представило программу изменений в бюджет 2009 года, включающую меры по обеспечению занятости за счет выделения дополнительных средств как на поддержку потребления, так и на инвестиции, в сочетании с пересмотром отдельных налоговых программ. Общий объем пакета оценивается в 20 млрд норвежских крон, из них 17 млрд крон — это дополнительные расходы, 3 млрд крон — снижение налоговой нагрузки.

Помимо этого, приняты и другие экономические меры, связанные с банковской и кредитной системой. С учетом этих сумм норвежское статистическое агентство прогнозирует структурный дефицит бюджета без учета нефтяных статей на уровне около 119 млрд крон. Statistics Norway прогнозирует в 2010 году дальнейшее увеличение структурного государственного дефицита (без учета нефтяных статей) относительно предусмотренного правилом предела в 4% объема Государственного пенсионного фонда (Нефтяного фонда). Согласно этому принципу, государство может тратить 4% фонда, что, по оценкам, соответствует его реальной норме доходности (таким образом, расходование соотносится с уровнем дохода фонда). Напомним, на конец 2008 года объем фонда оценивался в 2,28 трлн крон.

В сфере добычи нефти и газа, по прогнозам Statistics Norway, в перспективе рост будет близок к нулю. Есть определенные сигналы падения нефтедобычи в перспективе, но этот фактор будет балансироваться за счет газового сектора.

По итогам 2008 года Норвежский директорат нефтяной промышленности (Norwegian Petroleum Directorate, NPD) объявил о росте добычи нефти на 1,2%, с 238 до 242 млн стандартных кубометров нефтяного эквивалента, что примерно на 8% ниже максимума 2004 года. Нефтедобыча сокращается с 1999 года, но это снижение частично компенсировалось за счет газа.

Экспорт нефти и газа на фоне глобального спада уменьшился на 2,6% в 2007 и на 2,3% в 2008 году. За исключением 2007 года профицит платежного баланса увеличивался ежегодно с 2002 года. За шесть лет сальдо выросло более чем вдвое, достигнув, по предварительной оценке, 465 млрд крон в 2008 году. Сальдо текущего счета оценивается в 449 млрд крон.

Большой растущий профицит прежде всего связан с нефтегазовой отраслью, а также с опережающим подорожанием экспорта по сравнению с импортом. В пересчете на норвежские кроны цена на нефть за прошедшие шесть лет выросла более чем вдвое. Если исключить нефтяные и газовые статьи, то торговый баланс был дефицитным и дефицит увеличивался ежегодно с 2002 года.

Хотя по итогам 2008 года был зафиксирован рекордный текущий профицит по статьям товаров и услуг, динамика во второй половине года была не столь благоприятна. После рекордного второго квартала (профицит 129 млрд крон) в третьем и четвертом квартале сальдо сократилось. В основном это было связано с падением цен на нефть, но коснулось и других товаров.

В перспективе глобальный кризис будет резко сокращать торговое сальдо. В Норвегии относительно неглубокий спад по сравнению с другими странами, а также ожидаемое укрепление кроны будет определять ухудшение динамики экспорта относительно импорта. В 2009 году по сравнению с 2008 годом Norway Statistics прогнозирует почти двукратное снижение средних нефтяных цен в пересчете на кроны. Во многом в силу этого фактора в 2009 году торговый профицит также сократится почти вдвое по сравнению с 2008 годом. Прогнозная оценка на 2009 год на уровне 225 млрд крон немного уступает показателю 2004 года. В 2010 ожидается дальнейшее сокращение — до 195 млрд крон (ниже уровня 2003 года). В 2010-2012 годах торговое сальдо, вероятно, будет расти и достигнет примерно 250 млрд крон.

Профицит текущего счета в 2010-2012 годы прогнозируется примерно на уровне 2002-2004 годов. В процентном отношении к ВВП сальдо будет составлять менее 10% (в 2008 году – почти 20%). Такое соотношение будет самым низким с начала века, и это иллюстрирует последствия сильного глобального спада для маленькой открытой экономики.

Что же касается ситуации в финансовом секторе, то основные усилия норвежских властей направлены на повышение капитализации банков. Специально созданный фонд государственного финансирования позволяет банкам повысить базовый капитал первого уровня без голосующих прав. В Норвегии также реализуется своп-программа в объеме 350 млрд норвежских крон, которая позволяет банкам обменивать обеспеченные облигации на государственные ценные бумаги. Несколько участников рынка уже воспользовались этой возможностью — в объеме до 90 млрд крон на текущий момент. В рамках этой программы банки получают краткосрочные казначейские обязательства и используют их как обеспечение по кредитам, продают либо аккумулируют как ликвидные резервы.

Norges Bank также расширил возможности применения традиционных инструментов: предоставил дополнительную ликвидность в рамках кредитных соглашений, увеличил перечень инструментов, используемых в качестве обеспечения, увеличил сроки кредитования. Максимальный срок предоставленных ссуд (для небольших банков) достиг двух-трех лет.

Norges Bank предоставляет национальную валюту в рамках валютных свопов и предлагает норвежским банкам долларовые ссуды. Norges Bank заключил с ФРС своп-соглашение в объеме до 15 млрд долларов.

Принятые меры возымели действие. Ставки на межбанковском рынке, которые в определенный момент превышали 8%, сейчас составляют примерно 3%. С октября прошлого года центробанк понизил банковскую ставку на 3,75 процентного пункта до 2% (установлена на совещании 25 марта). Кредитные потоки оживились, но доступ к финансовым ресурсам для предприятий все еще затруднен.

Сектор госфинансов устойчив, однако профицит будет сокращаться ввиду падения цен на нефть. Бюджетная политика, как ожидается, будет экспансионистской и в период с 2010-го по 2012 год, но в меньшей степени, чем в 2009 году. Расходование нефтяных доходов должно выровняться в соответствии с бюджетным принципом, когда циклическая конъюнктура нормализуется.

В Норвегии доля банковского сектора в структуре ВВП меньше, чем в других государствах. Поэтому страна в меньшей степени подвержена влиянию финансового кризиса. Тем не менее банки вносят свой вклад в колебания конъюнктуры реального сектора. Банковский сегмент усиливает цикличность.

Финансовый кризис нанес удар по инвестициям Нефтяного фонда в акции и облигации на глобальном рынке. Годовая норма доходности с того момента, когда Norges Bank стал управлять фондом, сейчас составляет всего 1%, что существенно ниже предусмотренной долгосрочной нормы возврата в 4%. Фонд не смог получить рисковую надбавку на рынке акций, как ожидалось. В то же время значительные доходы генерировал сектор разработки нефтяных ресурсов. Глобальные капитальные рынки дают возможность распределить расходование средств между поколениями. Альтернатив инвестирования этих средств, которые бы смогли защитить фонд от последствий глобального кризиса, не существует. Другие правительственные активы, такие как акционерное участие в компаниях на внутреннем рынке и в разработке подводных ресурсов Северного моря, также резко упали в стоимости. Реальная стоимость недвижимости домохозяйств снижается с лета 2007 года до конца 2008 года.

Доходность Нефтяного фонда в 2008 году была ниже, чем ожидалось в соответствии с инвестиционной стратегией. Сейчас у фонда большие вложения в облигации, которые, несмотря на высокие рейтинги, плохо торгуются на сегодняшнем рынке. Реализованные убытки невелики. Более 90% портфеля инструментов с фиксированным доходом имеет рейтинг A или выше. Рейтинговые агентства не всегда дают самые верные оценки, но в любом случае такая структура говорит о консервативности портфеля.

Стратегия фонда предусматривает увеличение объемов покупки акций на фоне снижения цен и уменьшение – на фоне роста. Так, фонд приобрел большой объем акций в период с 2001 по 2003 году и активно скупает бумаги сейчас. Из акций, принадлежащих сегодня фонду, 40% были приобретены в прошлом году.

В результате участие фонда в частном секторе в США, Европе, Азии расширилось. Сейчас фонд имеет доли в капитале почти 8000 компаний, на его долю приходится примерно 0,77% глобального рынка акций.