О том, что экономика страны в кризисе, причем, очень глубоком, говорят все. Но эксперты-экономисты отличаются от простых смертных в данном случае тем, что анализируют ситуацию системно и могут предвидеть, какой же будет экономика после кризиса и что нужно делать, чтобы как можно безболезненнее его пережить. Своим видением с нами поделился Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций.
К: Игорь Валентинович, начну с неожиданного и неудобного вопроса. Есть ли в Украине и в мире специалисты, которые могут системно анализировать, что происходит в экономике, и предвидеть, как же она будет развиваться дальше?
И. Б.: Любой кризис начинается неожиданно. Этот тезис является стандартным для всех рассуждений о механизмах кризисов. Безусловно, есть люди, которые утверждали, что если сейчас хорошо, то потом обязательно будет плохо, и к этому надо готовиться. Однако проблема заключается в том, что и бизнесменам, и правительствам очень трудно готовиться к кризису, когда экономика находится на подъеме...
Что же такое кризис в экономике? Если говорить очень просто, то экономика – это система опреленных пропорций – пропорций между ценами и денежной массой; доходами, ценами и эффективностью производства; реальным и финансовым секторами экономкики и так далее. И если эти пропорции в какой-то момент нарушаются, то начинается кризис. Понятно, что накопление диспропорций может происходить быстро или медленно, но в конечном итоге экономическая материя рвется, и мы получаем кризис.

Экономика - это система определенных пропорций. Если пропорции нарушаются, то начинается кризис
К: Накануне нынешнего кризиса бизнес особенно активно ринулся в рисковые операции…
И. Б.: Вернемся опять к теории. Что такое процентная ставка? Это плата за риск. Чем выше ставка (имеется в виду доходности), тем выше риск. И далее выбор за инвестором: меньше прибыли - при низком уровне риска или больше прибыли - при большем риске. С другой стороны, характерной чертой современного финансового рынка является быстрое развитие такого процесса как секьюритизация. Этот финансовый инструмент позволяет, например, банку или финансовой компании продавать на рынок ценные бумаги, выпущенные под выданные кредиты или другие активы. Это позволяло во многих случаях банкам или компаниям фактически перекладывать риски на третьих лиц – покупателей таких ценных бумаг и повышать свою ликвидность. Таким образом, в экономике сформировался своего рода пул рисков, которые и «взорвали» ситуацию.
Это если речь вести о финансовом рынке в целом. Если говорить об украинской ситуации, то здесь, как и в любой молодой рыночной экономике, возникают «пузыри» на отдельных рынках, то есть перегрев. У нас таким классическим пузырем стал рынок недвижимости, рынок кредитования.
К: Но это же не только наш пузырь…
И. Б.: «Национальность» пузыря не имеет значения. Он у нас лопнул со всеми вытекающими отсюда последствиями. У нас была классическая ситуация – цены на квадратные метры росли, но все равно можно было взять кредит для покупки жилья. Здесь нарушалась экономическая пропорция – цены завышены, значит, они должны либо стабилизироваться, либо упасть.