Президент России Дмитрий Медведев мечтает превратить Москву в глобальный финансовый центр, но у него впереди кошмарно долгий путь. Российские рынки находятся в обвальном положении. Даже после недавнего однодневного ралли, деноминированный в долларах США индекс РТС и рублевый ММВБ провалились более чем на две трети от своих максимальных значений в мае. Это падение превышает падения на любом другом развивающемся рынке, что ставит под сомнение заявления Кремля о том, что Россия является безопасной гаванью от мирового финансового кризиса, пишет 16 октября еженедельник Economist.
Громкие заявления в пользу усиления государственного контроля, споры акционеров в "TNK-BP" и война с Грузией нанесли ущерб доверию инвесторов в течение этого года. Однако финансовый кризис нанес наибольший урон. Первыми компаниями, которые признали проблемы, стали строительные, розничные фирмы и те, которые работают на рынке недвижимости. По мере ужесточения условий на кредитных рынках они лишились доступа к дешевым заемным средствам. Компании начали менять владельцев по ценам, которые еще несколько месяцев назад казались смешными. Проблемные розничные и инвестиционные банки, включая "Ренессанс Капитал", который еще недавно был эмблемой российского чуда, были частично, или полностью, поглощены конкурентами. На этой неделе Глобекс, небольшой розничный банк, обнаружил проблемы с оттоком средств с депозитов. Даже российские олигархи испытали на себе влияние кризиса. Олег Дерипаска, алюминиевый король, который считается самым богатым российским миллиардером, был вынужден продать большой пакет акций в канадской фирме, производящей комплектующие для автомобилей, после того, как получил предупреждение по марже, отмечает Economist.
Обычные граждане пока не слишком сильно ощущали дыхание проблем. Многие столкнулись со сложностями в получении кредитов, но государственное телевидение продолжало отрицать кризис. Большие сокращения персонала и заработной платы еще должны проявиться. Премьер-министр Владимир Путин и его лояльный наследник господин Медведев построили свою популярность на постоянном улучшении уровня жизни россиян. Любые обратные изменения могут угрожать устойчивости политической системы, которую они создали, подчеркивает Economist.
Ответ Кремля на кризис оказался противоречивым. Напуганные обвальным падением рынка, регуляторы предпочли останавливать торги на длительные периоды, а также внедрить технические правила, предотвращающие резкие колебания. Периодические приостановки торгов на рынке означали, что Лондон стал наиболее активной площадкой для торговли российскими акциями. Сами российские площадки потеряли значительную долю доверия, подчеркивает Economist.
Главным планом Кремля стала программа стоимостью $200 млрд. по поддержке банков и компаний. Правительство также планирует выкупить акции "голубых фишек". Принимая во внимание то, что иностранные резервы России являются третьими по величине в мире, нет никаких сомнений в глубине кошелька Кремля. Однако многие экономисты обеспокоены эффективностью, с которой деньги будут распределяться. А расширение контроля Кремля над экономикой вряд ли их переубедит в обратном, заключает Economist.