Популизм вокруг валютных кредитов: Под прикрытием восстановления «социальной справедливости» отдельные товарищи пытаются решить корыстные вопросы?

Photo

  В последнее время активизировался популизм вокруг вопроса инвалютных кредитов населения. Цена вопроса - $7,35 млрд. всех таких кредитов, в том числе валютной ипотеки $3,83 млрд. (41% всех валютных кредитов украинцев). Количество договоров валютной ипотеки составляет 87,1 тыс.штук, в том числе жилищные кредиты 64,2 тыс.шт. на сумму $2,2 млрд. (прочие кредиты – это, скорее всего, в основном кредиты предпринимателей, которые их брали под залог недвижимости).

Прежде чем определиться со своим мнением нам стоит дать ответы на следующие вопросы.

1.     Все ли валютные кредиты населения Украины равны между собой. Например, ипотечный кредит на покупку личной квартиры и кредит предпринимателя, который под залог земельного участка взял кредит на развитие своего бизнеса? Да или нет. Мое мнение – такие кредиты не равны.

2.     Люди, которые брали валютные кредиты, делали это сознательно, добровольно и с целью сэкономить на существенно более низких процентных ставках. Так, если гривневый дороже валютного на 8%, то переплата по гривневому кредиту составила за пять лет 50%, а за десять лет 115%. Это полностью перекрыло девальвацию гривны за соответствующий период. То есть люди, которые не рискнули связываться с валютой и взяли гривневые кредиты, окажутся в странной позиции по сравнению с валютными собратьями, если последним «простят» часть кредитов. А ведь сумма гривневых кредитов украинцев на треть больше, чем валютных кредитов.

Люди, которые взяли валютные кредиты, по сути, стали валютными спекулянтами, сделав ставку на стабильность курса гривны. Эта ставка не сыграла. Впрочем, по сравнению с людьми, которые выбрали гривневые кредиты, «валютчики» особо ничего и не потеряли.

Вопрос. Нужно ли для справедливости,  прощать тогда соответствующую часть гривневых кредитов? Мое мнение – экономически валютные и гривневые кредиты в среднем равны между собой и нельзя поощрять валютные спекуляции одних людей за счет других. Это будет нарушением законов экономики, негативные последствия которых еще больше ухудшат ситуацию в Украине.

3.     Если пойти на конвертацию валютных кредитов в гривну по старому курсу, то кто должен за это заплатить – банки или государство? Если банки, то их убытки в сумме 20-30 млрд.грн. обрушат не только банковскую систему, но и экономику. А значит, банки будут шантажировать государство с требованием компенсировать эти убытки. То есть в итоге за все заплатит государство. А государство – это все мы, от мала до велика. То есть за валютные спекуляции тысячи украинцев должны заплатить миллионы. С мира по нитке, как говорится, нищему рубаха. Но все ли среди них нищие?

Все выглядит так, что под прикрытием восстановления «социальной справедливости» отдельные товарищи пытаются решить своекорыстные вопросы прощения собственных валютных кредитов за счет всех украинцев. Простые люди выступают живым щитом.

 

Итак. Единого справедливого решения для всех валютных кредитов нет. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Отдельного изучения НБУ и общественности требует вопрос аннуитетных схем. Аннуитет выгоден в условиях снижения процентных ставок ну или хотя бы их стабильности. А это требует отсутствия сильных кризисов в течение всего времени такого кредита. Причем досрочное погашение аннуитетного кредита невыгодно. Экономика Украины слишком слаба и нестабильна чтобы использовать для ипотечных кредитов, которые практически все долгосрочные, аннуитетные схемы. Людям нужно объяснять все риски таких кредитов. А это банкиры не сделали. Причем, как правило, вполне сознательно умалчивая невыгодность подобных кредитов для заемщиков. Более того, зачастую даже не предлагая альтернатив. И основные проблемы у людей возникли именно по аннуитетной валютной ипотеке. Проблему обслуживания именно таких кредитов государство и НБУ обязано решить.

 

По мировым рынкам.

Макроэкономические данные по США пошли плохими, что вынудило аналитиков инвестбанков понизить прогнозы роста ВВП страны на второй квартал. Однако рынок акций продолжил рост и фондовый индекс S&P 500 обновил очередной исторический максимум. Это можно объяснить обыгрыванием ожиданий монетарного смягчения от ЕЦБ (на сегодняшнем заседании центробанка) и возможной приостановкой сокращения QE3 ФРС США (как раз вследствие замедления американской экономики). В мае также рынок акций получил порцию ликвидности из Японии, где местный центробанк продолжает рекордно агрессивное монетарное стимулирование экономики Страны восходящего солнца. То есть мировой фондовый рынок продолжает расти благодаря деньгам центральных банков, игнорируя негативные макроэкономические и корпоративные новости (напомню, что в первом квартале прибыли американских компаний сократились).

ЕЦБ проведет сегодня очередное заседание. Так как экономика еврозоны вновь начала тормозить с риском сползания в дефляцию по японскому сценарию, от ЕЦБ ждут новой программы монетарного стимулирования вплоть до введения отрицательной учетной ставки. Если факт оправдает ожидания, евро может подешеветь. Если же ЕЦБ отложит принятие решения до будущих времен, то евро отскочит к 1,372. В любом случае евро наверняка продолжит топтаться в течение лета в коридоре 1,34-1,372 с немного большими шансами на снижение евро из-за слабой экономики еврозоны.

Э. Найман