Несмотря на Закон Украины «О доступе к публичной информации», генпланы населенных пунктов страны остаются для их жителей тайной за семью печатями. По результатам всеукраинского мониторинга общественные активисты обнаружили, что 30 миллионов жителей 459 городов Украины лишены доступа к документам генеральных планов.
«Представьте, что вы — собственник магазина, вложили в него деньги, но когда попросили нанятого вами директора показать вам бухгалтерские книги или другие документы, он ответил, что это — служебная информация и потому он вам ее не предоставит, — так образно объясняет глава правления общественной организации «Центр гражданских свобод» Александра Матвийчук ситуацию, которая сложилась с генпланами украинских городов. — Мы платим налоги, выбираем мэра города. Из наших карманов выплачивают зарплату специалистам, которые разрабатывают генпланы городов. Но ознакомиться с ними мы не можем. Причем этот с правовой точки зрения нонсенс характерен для всей Украины».
Эксперт объясняет, что генплан — не только множество документов, в том числе графических, определяющих дальнейшее развитие города, его планировку, которая нужна, к примеру, строителям, а также инвесторам, оценивающим привлекательность данной территории для своего бизнеса. Это и возможность для обычного жителя узнать, просуществует ли в ближайшие годы парк или сквер рядом с его домом, будет ли построен детский садик, школа, какие культурные объекты появятся поблизости. В конце концов, стоит ли покупать в данном районе квартиру или там вскоре заработает мусоросжигательный завод. А также не закроет ли в будущем прекрасный вид из окна выросший рядом небоскреб.
Согласно закону, генпланы должны находиться в общедоступных местах органов самоуправления данного населенного пункта — на веб-сайтах горрады, в ее помещении, публиковаться и обсуждаться в СМИ. Но на практике их видят только чиновники. В этом активисты общественных организаций еще раз убедились, проведя мониторинг в 26 городах Киевской области.
«По результатам исследования, ни в одном из них не обеспечили гражданам полноценный доступ к генпланам. Основные причины, на которые ссылаются чиновники, — грифы ограничения, которые стоят на этих документах; в некоторых случаях отрицают сам факт существования генплана, отказываются нам его предоставить или предлагают приехать самим и ознакомиться с ним на месте. Столкнулись мы и с полным игнорированием нашего запроса, — говорит Александра Матвийчук. — Во всяком случае, на веб-сайтах городов Киевской области нет раздела, посвященного генплану, либо эта страничка не открывается».
А Анна Рожкова, руководитель проекта «Через доступ к генпланам — к градостроительству без коррупции» рассказала, как она искала в Киевраде план развития столицы: «Для начала меня туда не пустили. Затем охрана сказала, что генплана в помещении нет, и меня отправили в Главное управление градостроительства и архитектуры КГГА, но там мне предложили ознакомиться с проектом генплана, в то время как мне нужен был действующий, по которому сейчас живет Киев. Тогда мне посоветовали поискать его в Киевраде... То есть отфутболили назад».
Владимир Щербаченко, глава Восточноукраинского центра общественных инициатив, уверен, что грифы «Для служебного пользования», на которые ссылаются чиновники, отказываясь обнародовать генпланы, давно устарели. По закону, если в документах содержится какая-то стратегически важная информация (оборонное предприятие, закрытая зона), то следует засекретить именно ее, а не весь генплан, пишет ВВ. Кстати, все, что можно увидеть и заснять со спутника, давно известно тем, кому это нужно. А в нашей реальности, шутят эксперты, на недосягаемых для граждан чертежах и картах, скорее всего, засекречены зеленые зоны, которые еще не успели вырубить и застроить.
«Наличие запретного грифа характерно для регионов, где особенно «жирная», так сказать, земля, — говорит Владимир. — Киев и область тому пример. В то же время кое-где руководство добилось, чтобы этот гриф был снят — обычно это касается небольших городов, где земли не особенно привлекательны для захвата и застройки. Так, например, произошло в Ждановке Донецкой области. Кстати, с основными документами генплана можно ознакомиться и в Одесской горраде, хотя там гриф «для служебного пользования» не снят».
Узнав об очередном нарушении законодательства, общественные организации подают жалобы в прокуратуру, но суды обычно тянутся годами, поскольку представители отечественной Фемиды не очень-то хотят заниматься данным вопросом.
К слову, активистам-общественникам довелось слышать, так сказать, «не для протокола» от одного из разработчиков нового столичного генплана, что он нужен, «чтобы узаконить то, что успели понастроить в городе».
«То, что построено незаконно, должно быть снесено, а тот, кто это сделал и допустил — понести ответственность, — возмущается Владимир Щербаченко. — А у нас все делается наоборот...»
Эксперты уверены, что завеса таинственности над будущим того или иного населенного пункта позволяет коррупционерам ловить золотую рыбку в мутной воде, торгуя засекреченными сведениями. А рвачам — хаотично застраивать города и беспощадно уничтожать зеленые зоны.
Генплан в тайне: Почему от нас скрывают будущее наших городов?