Европа vs Евразия: поле битвы – Украина

Photo

Хорошо смеется тот, кто смеется последним. С каким бы скепсисом наблюдатели не воспринимали перспективы создания Евразийского экономического союза на основе нынешнего Таможенного, ряду стран СНГ все-таки удалось продвинуться в деле взаимной интеграции, где первую скрипку играет Россия, пишут Рилька Драгнева и Катарина Волчак в статье на сайте британского института Chatham House. По мнению авторов, ключевая битва развернется за Украину – крупнейшую после России постсоветскую экономику. Поэтому лидерам ЕС лучше не «зевать» и коренным образом пересмотреть свою политику в отношении Киева, который в сложившихся условиях может начать интеграцию с Востоком.

 

 

  • С середины 2000-х Евросоюз проводит политику интеграции с сопредельными государствами, названную Европейской политикой соседств, а также запустил проект Восточного партнерства. Часть из охваченных ими стран находятся в традиционной зоне российского влияния: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина. После появления Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана интеграция с ЕС перестала быть единственным вариантом интеграции для этих стран – ТС бросил Европе «нормативный вызов».
  • После распада СССР Россия и другие бывшие республики Союза предпринимали несколько попыток создать интеграционные механизмы, однако получившиеся институты (вроде Экономического суда СНГ) не имели реального влияния – все решалось на переговорах, а отношения между странами регулировались сложной и противоречивой системой двусторонних соглашений.
  • Ситуация начала меняться в 2007 году, когда был подписан договор о создании Таможенного союза. Из состава постсоветских стран выделился авангард – Россия, Белоруссия и Казахстан, – который начал строить объединение, основанное не на исторической памяти, языковой общности и прочем «братстве народов», а на прагматичных экономических соображениях. По сравнению с предшественниками Таможенный союз является наиболее амбициозной попыткой создать систему реально работающих институтов и норм на постсоветском пространстве (Slon недавно писал о влиянии, которое ТС успел оказать на экономики стран-членов за два года своего существования).
  • После парламентских выборов 2012 года Украина готовится заключить с ЕС соглашение об ассоциации, которое включает в себя создание зоны свободной торговли. Россия активно противится этому, убеждая Киев, что европейцы примут Украину в свой клуб на условиях, невыгодных для нее (например, ЕС крайне неохотно будет пускать на свой рынок украинскую сельхозпродукцию). Вступление в будущий Евразийский союз позволит Украине интегрироваться с ЕС «рука об руку» с Россией, но на более приемлемых условиях, говорят в Москве.
  • Пытаясь убедить Киев, Россия использует старый метод «кнута и пряника». В роли первого выступают различные торговые санкции – от запрета на ввоз сыра до квот на импорт стали, в роли второго – льготные цены на газ, пишет Слон. Еще одна привлекательная сторона российского предложения для президента Виктора Януковича и правящей «Партии регионов» – отсутствие политических условий для вступления вроде приверженности демократическим ценностям или освобождения Юлии Тимошенко.
  • Евросоюз занимает в этой борьбе относительно пассивную позицию, надеясь на силу и привлекательность европейского «бренда» для Украины. Кроме того, среди евробюрократов распространено убеждение о страхе политически влиятельных украинских олигархов перед вторжением российского бизнеса в случае российско-украинского сближения.
  • Среди политических элит Украины пока нет единого мнения о том, кому отдать предпочтение – скорее, она пытается усидеть на двух стульях, получив отдельные выгоды как от партнерства с Россией, так и с Европой. Некоторые местные чиновники предлагают сперва присоединиться к Таможенному союзу, а затем, когда страна будет к этому готова, – к европейскому соглашению.
  • Как бы то ни было, перспективы сближения Украины и Европы остаются туманными: у России достаточно возможностей влиять на Киев, и с «углублением» Таможенного союза, который с 2015 года станет Евразийским, их становится все больше. У Украины за плечами богатый опыт подписания международных соглашений, которые в дальнейшем так и не претворялись в жизнь. Тем временем намерения у Москвы весьма серьезные: для ЕС Украина – лишь одна множества «соседей» (главное, чтобы вели себя хорошо и не шумели), а для России – важный шанс показать миру, что за ее державными амбициями стоит что-то реальное.