
То, что у нас принято называть высотками, в цивилизованном мире считается банальной застройкой, не вызывающей ни ажиотажа, ни интереса, передает Инфобуд. В Киеве, наперекор всем странам, высотность жилищного строительства опережает этот показатель у офисных зданий. Именно жилые небоскребы первыми преодолели рубеж в 30 этажей. Скоро будет покорена 40-этажная отметка, и опять же — жилым домом, а не офисным.
Впрочем, первый блин с жилыми небоскребами вышел комом. Имеется в виду комплекс «Днiпровськi Вежi» из шести домов на Троещине (34 этажа, 115 м). Объекты, похоже, войдут в Книгу рекордов Гиннесса как долгострои века — «висят» они уже десять лет. С 2006 г. в строю — жилой дом по ул. Григоренко (Харьковский массив) в 32 этажа. А в прошлом году закончилось строительство двух высотных комплексов на Позняках. 36 жилых этажей, два технических и надстройки. Официально высота зданий — от 116 до 118 м. Но более правдоподобная цифра, озвученная специалистами, — 135 м.
|
Рвет всех «Парус»
Официально самым высоким в Киеве считается бизнес-центр «Парус» на ул. Мечникова — 131 м. Для сравнения, в США здания такого масштаба строили еще сто лет назад. Рядом, на Спортивной пл., завершается возведение 33-этажного бизнес-центра в 138 м. Что же касается башен бизнес-центра «Миракс-Плаза» (192 м в проекте), возведение которых началось несколько лет назад на ул. Глыбочицкой, то они в числе первых пали жертвами кризиса — стройка приостановлена. |
Рубеж в 40 этажей первым преодолеет именно жилое здание на Кловском спуске, 7-а, Архитектурного бюро Сергея Бабушкина (почти 160 м). Несмотря на сложное финансовое время, строительство идет неспешно, но уверенно. Жилье претендует на статус одного из самых престижных в столице: дом оборудуют четырьмя скоростными лифтами, подземным паркингом на 200 мест, вертолетной площадкой. Запланировано 217 квартир. На первом этаже предполагается обустроить детсад, а этажи со второго по пятый отдать под офисы. Стоимость проекта — около $200 (!) млн.
— Изначально предполагалось 37 этажей, однако проект доработан, и их количество возросло до 40, — рассказал «Новой» архитектор Андрей Мазур, соавтор проекта. — Это позволило изменить пропорции здания, сделать его более стройным и динамичным. Правда, балконы не предусмотрены — сила ветра на высоких этажах такова, что там не всегда можно открыть окно для проветривания.
Пришлось позаботиться и о пожарной безопасности, ведь в случае возгорания жителям верхних этажей на помощь огнеборцев рассчитывать не приходится, и это больше всего отпугивает киевлян от небоскребов. Уже построено порядка 18 этажей, здание пока не привлекает к себе внимания. Но дальнейший его рост, конечно, бросится в глаза. Причем зодчих не смущает соседство жилого дома с Киево-Печерской лаврой. По словам Мазура, здание визуально как бы разбито на ярусы, что делает его отдаленно сходным с колокольней.
— Проект интересный. Но я решительно не поддерживаю идею строить его в историческом центре города, втискивая на крошечную площадку в окружении старой застройки, — считает Елена Макушенко, ведущий архитектор компании Viva Design. — Прежде всего, мы будем иметь в этой точке транспортные проблемы. Стремление застройщиков искусственно поднять престижность и увеличить таким образом цену квадратного метра приводит к тому, что Печерск скоро будет напоминать Шанхай, где дома буквально наезжают друг на друга. В Дарнице этот дом смотрелся бы более уместно.
— В Киеве высотность жилищного строительства идет опережающими темпами, чего нет нигде, в том числе и в Москве, — поведал «Новой» Петр Тарновский, ведущий архитектор Института архитектурного менеджмента. — Объясняется это тем, что инвестиции в жилищное строительство у нас менее рискованные. Спрос на жилые квадратные метры в Киеве выше, чем на офисные, и поэтому подобные проекты быстрее окупаются.
Обусловлено это, в первую очередь, отсутствием экономических и политических гарантий стабильного бизнеса для больших компаний. Вторая причина — в желании застройщика получить максимальное количество квадратных метров с клочка земли, передает Инфобуд. Особенно это характерно для центра, где цена «квадрата» самая высокая, а, значит, и быстро окупаемая. Прибыльность измеряется повышением этажности и — плевать на ценность исторической местности.
Характерно и то, что выбор участков под высотное строительство в Киеве бессистемный. Во всем мире небоскребы являются архитектурной доминантой на определенной территории. У нас же их строят там, где удается урвать клочок земли.
Николай Жариков, бывший главный архитектор Киева:
— В Киеве строят так, как кому-то хочется и кому-то выгодно. Тенденция соблюдается одна — сверхприбыль, то есть на одном квадратном метре нужно больше построить вверх. Можно спорить о Позняках — оправданно там высотное строительство или нет. На Глыбочице хулиганят, как хотят. Но эта местность не представляет большой исторической ценности, и на ней винегрет из зданий делают. На Рыбальский полуостров тоже могут быть разные взгляды — он в стороне от застройки, через водное пространство. Но есть исторический центр, тот же Подол, где вообще эту тему нельзя поднимать.