США №1: Китаю предстоит оставаться второй экономикой еще очень долго?

Photo

  В последнее время даже ведущие экономисты мира пытались всем доказать, что недалек день, когда Китай опередит США по всем экономическим показателям и станет первой экономикой в мире, а его юань заменит доллар в международных расчетах. Пекин и сам не скрывал, что к стремится к этому, усиливая свои позиции в качестве последнего прибежища для стран, испытывающих серьезные финансовые проблемы.

Так, Китай впервые открыто заявил о чрезмерной силе юаня, а это сигнализирует о том, что страна может изменить валютную политику на фоне наступления дефляции и ослабления валют по всей Азии. Замглавы Народного банка Китая (НБК) Юй Гэн считает, что рост юаня был “весьма стремительным” за минувший год, укрепляясь в паре с долларом США, что делает его второй по силе валютой в мире. И действительно, реальный эффективный валютный курс Китая рос шесть месяцев подряд, что оказало давление на экспортеров. Только в ноябре показатель повысился на 2,3%, при этом во всех соседних государствах наблюдалась девальвация, и КНР вынуждена была ужесточать монетарные условия, чтобы понизить курс. Страна вступила в валютные войны в азиатском регионе, поэтому в ноябре юань снизился на 2% по отношению к доллару, что похоже на меру защиты от стремительной девальвации.

Кроме того, Банк России и Народный банк Китая заключили трехлетнее соглашение о валютных свопах в объеме 150 млрд. юаней ($2,4 млрд.) и считают, что Россия сможет преодолеть худший экономический кризис со времен дефолта 1998 года. С октября Пекин обеспечил аргентинские фонды 2,3 млрд. долларов в рамках валютного свопа, а недавно выдал 4 млрд. долларов Венесуэле, резервы которой покрывают лишь два года долговых платежей. В Латинскую Америку Китай вообще намерен направить астрономические инвестиции.

Путем кредитования стран, отрезанных от зарубежных рынков капитала, председатель КНР Си Цзиньпин активно наращивает влияние страны в мировой экономике и смещает Международный валютный фонд в качестве финансового источника для государств, экономика которых переживает стресс.

В то время как МВФ, как правило, требует реформ, направленных на стабилизацию экономики страны в обмен на кредиты, аналитики полагают, что условия Китая в большей степени сосредоточены на обеспечении своих интересов в государствах, богатых ресурсами. А если потребуется, Китай готов оказать помощь и России, заявил министр иностранных дел КНР Ван И, что спровоцировало подъем цен на рублевые форварды на мировом рынке.

Итак, юань более не привязан к доллару, но скреплен “мягкой связкой”. Поэтому в течение всего года валюта укреплялась. Но при этом рост китайской валюты замедлился, и страна стала терять конкурентоспособность на международном рынке. Более того, чистые продажи китайской валюты местными банками в декабре составили 118,4 млрд. юаней ($19,07 млрд.), что указывает на отток капитала из страны на фоне значительного положительного торгового баланса. Признаки оттока капитала в Китае наблюдались всю вторую половину прошлого года в связи с опасением замедления роста ВВП страны. А темпы роста ВВП действительно стали самыми низкими за последние два с половиной десятилетия. Наряду с этим компании, работающие на экспорт и получающие прибыль в иностранной валюте, не торопятся переводить ее в юани. И не случайно юань по отношению к доллару подешевел на 2,5% в прошлом году, причем многие ожидают, что такая тенденция продолжится.

В странах с переходной экономикой кризисы и раньше были непосредственно связаны с ростом доллара. Сегодня общая сумма кредитов Китая, второй по величине мировой экономики, составляет 1,1 трлн. долларов. Вместе с тем, страна обладает большими долларовыми резервами в размере почти 4 трлн. долларов. Это своеобразный щит от кризисов. У других государств такого щита нет, пишет haqqin.             Скажем, Россия, имеет валютные запасы в размере 361 млрд. долларов, но внешний долг в размере 678 млрд. практически вдвое превышает эту сумму. И вообще, по данным Банка международных расчетов 63% всех наднациональных долгов исчисляются в долларах, 19% в евро и 8% — в фунтах. Доли остальных валют особого значения не имеют. Это возвращающийся механизм стран с переходной экономикой, и этот феномен экономисты называют «первородным грехом». Государства и компании берут займы в иностранной валюте, но вместе с долларом страны получают и практически все проблемы с Wall Street.

А доллар доминирует, как никогда. Потребительские цены падают. Рост их в годовом выражении составил немногим более 1%. Устойчиво низкая инфляция в США позволяет Федеральной резервной системе (ФРС) не спешить с подъемом базовой ставки, остающейся около нулевого уровня с 2008 года.

Что же мы видим? Первая экономика мира, долгое время испытывающая трудности, улучшает свои показатели, а у второй, темпы роста которой были предметом зависти других стран,  – они падают. Нет, мы вовсе не хотим сказать, что экономика Китая стала падать, но падают темпы роста этой экономики №2. А в США вопреки мнению многих экспертов они растут. Получается, что Вашингтон сумел в течение прошлого года реализовать столь удачную для себя экономическую политику, что одним выстрелом сумел добиться и обвала цен на нефть, и обвала экономики России, и сбить невиданные темпы роста экономики Китая. В результате США еще более укрепили свою позицию №1, а Китаю предстоит оставаться второй экономикой еще очень долго.