Ордер на новую квартиру на ул. Анны Ахматовой, 34, вручил семье Матвеевых столичный мэр 43-летний Виталий Кличко. Жилье расположено в спальном микрорайоне Позняки на Левом берегу. Ранее семья из девяти человек жила в трехкомнатной "хрущевке". Дом построен в 1962-м. На 54 "квадратах" теснились 58-летняя Валентина, Вячеслав, 57 лет, и их дети: 34-летняя Юлия, Сергей, 30 лет, 29-летний Андрей, Олег, 24 года, 21-летняя Таисия, Вячеслав, 19 лет. Также с ними жила сестра Валентины Николаевны Любовь.
— Не обращайте внимания на тесноту, — приглашает в старую квартиру на первом этаже Андрей Матвеев. — Основная проблема: некуда вешать одежду. Но это не замечается, потому что живем дружно и весело.
В коридоре 2 м в ширину стоит шкаф с приоткрытыми дверцами. В нем видно рубашки, куртки. Часть одежды висит на металлическом поручне на дверном косяке. Половина пола заставлена обувью. Через кухню площадью около 4 кв. м натянута веревка, сушатся полотенца и одежда. В 10-метровой спальне — большой диван, стол и шкаф.
— Условия не очень: кухонька и туалет маленькие, семья большая. По утрам было ужасно. В туалет — очередь, в ванную тоже. Уроки дети делали с трудом — мало места. Но учились хорошо и все получили высшее образование, — рассказывает Валентина Николаевна.
Ей 22 октября присвоили звание "Мать-героиня". Во время встречи с Виталием Кличко пожаловалась, что 28 лет ждет квартиру. Тот пообещал помочь. Через две недели женщине по телефону сообщили, что выделили новое помещение.
— Я живу в старой "хрущевке" с 2 лет. Квартиру еще мой папа получал, — говорит Валентина Николаевна.
Семья, кроме отца и старшей дочери, ожидает у подъезда новой 25-этажки. Кличко опаздывает на 10 минут.
— Мы собирали бы на такую квартиру лет 15. Наша очередь была колеблющейся. То мы первые, то уже девятые. Во времена мэрства Черновецкого нам предлагали продать им старую квартиру, а нам дадут новую. Но это риск. Предлагали также заплатить взятку в размере половины стоимости жилья, — говорит Сергей Матвеев.
В 11.10 подходит городской глава с помощником.
— Сейчас свободных квартир нет. Про эту мне пришлось говорить с Киевгорстроем и другими застройщиками, — рассказывает Виталий Кличко. — При моей каденции это первое помещение, которое вручаю киевлянам из очереди. Понимаю, после этого будут идти с подобными просьбами многодетные семьи, инвалиды и другие льготники. Но помочь всем не смогу. С 2011 года строители не обязаны отдавать процент построенного жилья городу. Тогда такой закон приняли. С тех пор Киев недополучил тысячи социальных квартир. Мы будем отдавать землю под застройку только тем, кто предложит городу больше всего помещений.
Консьерж дает ключи помощнику мэра.
— Знаете, почему я стал спортсменом? Мы жили на 15-ом этаже, а лифт часто не работал. Приходилось по лестнице с братом бегать, — шутит Кличко возле лифта.
Трехкомнатная квартира площадью 105 кв. м — на 13-ом этаже. Двери бронированы. На полу линолеум "под паркет", поклеены обои. В двух санузлах есть унитазы, умывальники и ванна.
— На кухне от меня вам небольшой подарочек, — говорит Кличко.
У окна стоят газовая плита "Норд" и холодильник "Аристон".
На сайте объявлений трехкомнатная квартира в доме на ул. Анны Ахматовой, 34 стоит 2,1 млн грн.
64 000 киевлян стоят в квартирной очереди, по словам городского главы Виталия Кличко. 24 тыс. из них имеют льготы и право на первоочередное получение жилья.