Россия вошла в экономический штопор, впрочем, в аналогичном состоянии сейчас находится и Украина

Photo

   На теневом наличном рынке курс гривны снизился к 19 грн/долл, а безналичном 18 грн/долл. на фоне обвального падения рубля и зашкаленных уровней CDS на украинский госдолг, которые соответствуют текущему дефолтному уровню Аргентины. Раскачка валютного рынка может быть является следствием аналогичного поведения российского рубля или новостей о том, что получение кредита МВФ может быть отложено до января 2015 года. Возможно также, что это инструмент давления на Валерию Гонтареву – в преддверии отчета главы Нацбанка в Верховной Раде.

Россия вошла в экономический штопор. Девальвация рубля достигла ста процентов после обвала, который произошел в понедельник (почти на 11% - с 58 до  64,45). В ответ на это Центральный банк России повысил учетную ставку с 10,5% до 17%. Повышение произошло ночью, что говорит об экстренном характере событий. Оно может приостановить обвальное падение рубля. Но здоровье рубля зависит от цен на нефть. А последние нацелились на $40 за баррель. На таких отметках все потуги ЦБ РФ будут бессильными. А вот повышение учетной ставки вгоняет российскую экономику в спираль проблем – последующая за этим остановка кредитования ухудшит и без того сложную экономическую ситуацию. А плохая экономика – это фундаментальная слабость для любой национальной валюты.

Впрочем, в аналогичном состоянии сейчас находится Украина, которая аналогично страдает от не взвешенной жесткой монетарной политики НБУ. Нацбанк назначил виноватыми во всех бедах банкиров и депозитных вкладчиков. Последние боятся сейчас уже не войны, а в первую очередь непоследовательной политики НБУ и банкротства очередного банка. Стоит учитывать также неэффективный и очень затянутый возврат средств из ФГВФЛ. То есть даже из государственного фонда гарантирования вкладов деньги депозитным вкладчикам возвращают с трудом.

Практически весь 2014 год мы видим продолжение тенденции бегства депозитов из банков – за январь-ноябрь физлица вывели из украинских банков 51 млрд.грн. и $8,7 млрд. И одновременно стремительно растет просрочка проблемных кредитов. Ряд из них объективно возникают у людей, воюющих сейчас на АТО (неплохо было бы предусмотреть компенсацию банкам из госбюджета за такую пролонгацию). Но большая часть проблемки – это результат Крыма и «донецких республик». Есть также ряд предпринимателей, которые сознательно пошли на просрочку, надеясь на банкротство банка-кредитора и последующее списание большей части кредита (в борьбе за возврат кредитов от таких «бизнесменов» банкам также необходима господдержка).

В итоге украинская банковская система сейчас рвется на части бегущими депозитными вкладчиками и проблемными кредитами. А НБУ в это время вместо того чтобы встать на защиту банковской системы (не забывая очищать ее от псевдобанкиров) проводит политику монетарного голода для банков – монетарная база в октябре и ноябре сокращалась, а ее годовые темпы прироста составили лишь 13,8%. Широкая денежная масса растет еще меньшим темпом – 10,4% годовых. Так как инфляция превышает 20% годовых, это означает реальное уменьшение оборотного капитала бизнеса, а также задыхающиеся в кризисе ликвидности банки. И лишь наличную гривну НБУ почему-то продолжает выплескивать в экономику стремительными темпами (темпы 24% годовых), что стабильно подогревает девальвацию гривны, что в свою очередь поддерживает бегство из банков. То есть НБУ сейчас сознательно или нет провоцирует растущую долларизацию Украины. Сравните – сейчас в обращении находится 282 млрд.грн. или менее $15 млрд. по текущему курсу черного валютного рынка. При этом на руках у населения находится несколько десятков миллиардов наличных долларов. Понятно, что в таких условиях процветает теневая экономика за счет постоянного угнетения белой экономики. Если так продолжится, то скоро будет впору будет поставить вопрос об отказе от гривны и перехода на доллары США (что ранее сделали Эквадор и Зимбабве). Не этого ли добивается НБУ? Надеюсь нет. Хотя события 2014 года показали, что между хорошими и плохими экономическими решениями почти постоянно властями выбираются плохие решения.

У меня лично остается последняя надежда на новое правительство. Первый шаг - умеренный дефицит госбюджета (до 2% ВВП), который будет способствовать снижению не покрытой эмиссии гривны. Но хотелось бы увидеть не только повышение тарифов и сокращение социальных расходов, но и реальный удар по коррупционным схемам (госзакупки и т.п.). 

Э.Найман