Уровень коррупции в строительстве только растет - взятки доходят до 30 процентов стоимости здания!

Photo

Инвестиции обходят строительную сферу в Украине, а уровень коррупции в ней возрастает. Наличие же антикоррупционных законов не влияет на ситуацию,  говорят эксперты.

Строительная отрасль остается наиболее привлекательной сферой для получения взяток и обогащения чиновников. К такому выводу пришли специалисты  неправительственной организации Европейская исследовательская ассоциация (ERA) на основании экспертного опроса представителей 100 предприятий - застройщиков  Украина. Закон «О регулировании градостроительной деятельности», принятый в феврале 2011 года, имел, по мнению тогдашнего вице-премьера Сергея  Тигипко, способствовать снижению уровня коррупции, улучшению инвестиционного климата и удешевлению строительства. Впрочем, этого не произошло, доказывает  исследования.

Треть - на взятки

По сравнению 2009 годом, когда проводилось предыдущее исследование, уровень коррупции заметно вырос. Особенно возросло вымогательства взяток (37% против  34%), использование личных завязок (51% против 48%) и добровольное взяточничество (31% против 24%). Хотя продолжительность получения разрешений сокращается,  впрочем хранится большое количество формальных процедур и отказов за ними. "Наши респонденты не хотели говорить о коррупционной составляющей в  строительстве в гривнах, они нам назвали только проценты. А это от 5 до 30 процентов от бюджета здания в зависимости от объемов объекта. Респонденты  так прямо и говорили, если в них проекты стоимостью в миллионы, то они не могут долго ждать. Они принимают кошелек и вспоминают, к кому им его  нести! "- рассказала в общении с Deutsche Welle руководитель экспертного совета ERA Светлана Горна во время презентации исследования в четвергу, 28 марта  в Донецке.

Инвесторы стараются быстрее сдать объекты

Закон не выполняется

Исследование выявило парадоксальную ситуацию: опрошенные отмечают рост уровня коррупции, впрочем три четверти опрошенных положительно оценили закон.  "Закон получился хорошим, но, как показывает практика, на 100 процентов его выполнить не всегда возможно", - считает представитель Конфедерации строителей  Украины в Донецкой области, депутат Донецкого городского совета Александр Адамов. Отдельные недостатки он объясняет не коррупционными злоупотреблениями,  а чисто процессуальными нормами, действующими на местном уровне. Например, по закону, рассмотрение заявления, например, на получение разрешения на  разработку проекта землеустройства должно происходить в течение месяца. Впрочем, в органах местного самоуправления принимаются на сессиях. И  если заявление не успевают рассмотреть, то это затягивается до следующей сессии. Поэтому нарушения срока и становится проблемой, убеждает депутат-строитель.

В антикоррупционной действенности закона пытались убедить журналистов и представители ведомств, которые непосредственно отвечают за предоставление  разрешений и консультационных услуг в сфере строительства. "У нас, в частности, все свелось к тому, чтобы минимизировать взятки. Впрочем, колоссально выросли  и суммы штрафов за любые нарушения во время строительства. Сегодня они могут составлять до полумиллиона гривен. Поэтому разъяренные строители  обвиняют чиновников в содействии коррупции ", - говорит во время дискуссии заместитель руководителя юридического отдела Инспекции государственного архитектурно-строительного  контроля в Донецкой области Дмитрий Симунин.

Неверный путь

А вот руководитель общественной организации "Союз строителей Донбасса" Наталья Кашкевич вообще считает некорректным говорить об антикоррупционной  действие этого закона. На ее взгляд, авторы закона поступили вполне непрофессионально, отменив ряд необходимых и очень важных при строительстве  экспертиз. "Это попытки преодолевать коррупционную составляющую путем отмен необходимых экспертиз вместо того, чтобы усовершенствовать работу в тех органах,  которые эти экспертизы должны выдавать. Возможно, хотели что-то упростить, впрочем сделали это так неумело, что обуздать коррупцию так и не удалось ", - говорит  общественная активистка.