По итогам года Украина может выпасть из первой десятки мировых производителей стали
В НАЧАЛЕ недели World Steel Association опубликовала очередной рейтинг стран, выпускающих металлопродукцию. Результаты сложно считать оптимистическими: среди 62 стран, которые входят в список WSA, Украине удается лишь сохранить десятое место. Бессменным лидером мировой металлургии по-прежнему остается Китай, который умудряется выплавлять почти половину мировых объемов: в апреле там произвели 60,5 млн. т стали при общем выпуске 128,3 млн. т. А за первые четыре месяца текущего года металлурги Поднебесной выдали 233,9 млн. т металла при мировом производстве 503,9 млн. т.
Показатель Украины на этом фоне выглядит более чем скромно: результат за апрель — 2,52 млн. т стали, за первый квартал текущего года — 10,5 млн. т. На одну ступеньку выше в квартальном производстве расположилась Бразилия, на две — Турция. Именно эти две державы сумели сделать рывок и опередить украинских металлургов, хотя в итоговом рейтинге прошлого года они, а не украинцы замыкали первую десятку.
Пример Турции, сумевшей улучшить свое место в мировой классификации, может быть показательным в плане будущего отечественной металлургии. Дело в том, что еще недавно эта страна была крупным импортером украинского проката, но за счет строительства новых мощностей смогла свести импортную зависимость к минимуму. За десять лет турки сумели вдвое нарастить производство стали. А в последние два года существенно увеличить мощности по плоскому прокату, который они традиционно покупали в России и Украине.
Примечательно, что рост в Турции квартального производства и его падение в Украине полностью совпадают и составляют соответственно плюс и минус 11,4%. При этом в ближайшие четыре-пять лет турки планируют запустить новые производства еще на 15 млн. т. И Украина получит мощнейшего конкурента на ключевых для своих меткомбинатов рынках Европы и Ближнего Востока.
Проблемы отечественных металлургов не ограничиваются турецкой экспансией. Помимо этой страны радикально увеличить самообеспеченность металлом намеревается Иран. По словам президента Махмуда Ахманидежада, в ближайшие четыре-пять лет страна планирует увеличить выплавку металла до 48 млн. т, притом что нынешние мощности составляют порядка двадцати, а годовое производство — лишь 14 млн. т. Около 70% импорта Ирану сейчас обеспечивают страны СНГ — Россия, Украина и Казахстан. Поэтому очевидно, что амбиции Тегерана способны серьезно повлиять на доходы крупнейших предпринимателей этих государств.
Впрочем, членство украинских металлургов в мировой десятке уже в этом году вполне может поставить под вопрос Италия, которая в первом квартале отстала от нас лишь на 705 тыс. т. Да и дальнейшее развитие событий на металлургическом рынке пока выглядит не очень радужным, пишут Комментарии. «Замедление темпов роста потребления обострит проблему избыточных мощностей, поскольку, несмотря на кризис, новые мощности продолжают вводиться достаточно высокими темпами. В итоге невостребованными рынком окажутся сталеплавильные мощности в объеме 495 млн. т (против 470 млн. т в 2011 году)», — считает директор ГП «Укрвнешэкспертиза» Владимир Власюк.
Для Украины этот сценарий негативен по той простой причине, что новые заводы строятся не для увеличения поставок за рубеж, а для ликвидации дефицита на местном рынке. А Украина как раз критически зависима от экспорта стали в такие регионы. При этом на внутренний рынок традиционно идет примерно 20–25% от общего производства. Повлиять на эту ситуацию абсолютно никак не смогла даже глобальная по украинским меркам подготовка страны к Евро–2012. Причина в том, что в развитых странах львиная доля металлопотребления приходится на потребительский сектор: автомобили и бытовую технику. Но украинские производители машин и холодильников предпочитают поддерживать зарубежных металлургов. А государство, похоже, не хочет и не может ничего изменить.