Когда глава фирмы Nokia Стивен Элоп на этой неделе излагал проблемы, стоящие перед его компанией, в выражениях он не стеснялся.
В его записке, которую получили все сотрудники, говорится о том, что Nokia совершила ошибки, из-за которых "на годы отстала" от соперников типа Apple и Google, - и при этом ее нагоняют китайские конкуренты.
Однако люди, знакомые с ситуацией изнутри, в интервью Би-би-си утверждают, что самая серьезная проблема Элопа состоит в ином: он пытается приподнять занавес над чрезвычайно закрытой корпоративной культурой, царящей в Nokia.
Компания, штаб-квартира которой находится рядом с Хельсинки, с самого начала своего существования - а родилась она в 1865 году как целлюлозно-бумажная фабрика - почти исключительно управлялась финнами, многие из которых проработали там всю жизнь. И несмотря на мощь Nokia на мировом рынке и растущее количество предприятий компании в других странах, в руководство иностранцев допускали с большим скрипом.
В личных разговорах сотрудники нередко упоминают царящую в фирме культуру мачо, отмечая при этом, что важные сделки обычно заключаются не за столом переговоров, а в сауне.
Сауна - место, в котором шефы Nokia заключают сделки...
Сауна для финнов вообще - один из неотъемлемых элементов жизни, но для высокопоставленных управленцев Nokia она стала почти религией. Парные комнаты - обязательный элемент офисов компании в самых разных странах мира, от Афганистана до Японии.
Ложка дегтя?
С этой и другими укоренившимися в компании традициями намерен покончить Стивен Элоп, уроженец Канады, который в сентябре прошлого года стал первым в истории Nokia генеральным директором нефинского происхождения.
Кроме того, он пытается ускорить процесс создания фирмой новых продуктов: за медлительность в этой области Nokia критикуется особенно часто, несмотря на то, что только в прошедшем году она инвестировала в исследовательские проекты 3,9 млрд долларов.
"Наш работодатель сейчас в жутком положении, и мы не добились успеха в реализации новых идей", - сказал в интервью Би-би-си один сотрудник компании. Многие его коллеги признают, что эти структурные проблемы стали заметными не вчера, но руководство закрывало на них глаза, надеясь на взрывной и, похоже, неостановимый рост мобильной телефонии вообще.
Элоп, однако, заявил, что ошибки компании жесточайшим образом проявились в 2007 году, когда Apple запустил свой iPhone и открыл шлюзы для внедрения в потребительскую электронику сенсорных технологий (тачскрин).
"Первый iPhone поступил в продажу в 2007 году, а у нас до сих пор нет продукта, который хотя бы приближался к нему, - говорится в его записке. - Android вышел на сцену чуть больше двух лет назад, и на этой неделе они уже отобрали у нас позицию лидера по числу продаваемых смартфонов".
Но если эксперты со стороны согласны с тем, что Nokia нуждается в расширении взгляда на окружающий мир, то многие финны отвергают разговоры о том, что компания столкнулась с проблемами.
Для них эта фирма просто непобедима; за время своего существования она стала жизненно необходима всей стране. Nokia занимает доминирующие позиции в финансовой сфере Финляндии; она прямо или косвенно контролирует огромное количество рабочих мест в стране, население которой - всего 5 миллионов.
Элоп в своей записке говорит, что Nokia стоит на "горящей платформе"
Те, кто не может представить себе жизнь без Nokia, считают: ее проблемы (которые Элоп называет неимоверными) - лишь ложка дегтя в бочке успеха.
Томи Ахонен, бывший крупный менеджер Nokia, занимающийся сейчас бизнес-консультациями и пишущий книги, считает, что критики не принимают во внимание тот факт, что на эту компанию до сих пор приходится самая большая доля на мировом рынке мобильных телефонов.
"Если ты возглавляешь рынок и к тому же ты вдвое больше своего ближайшего конкурента - именно этого отчаянно желает любой лидер рынка, - поясняет он. - Спросите у Toyota, или у Coca-Cola, или у Airbus".
И хотя Ахонен признает, что Nokia слишком медленно добивается прогресса в отдельных областях, он все равно остается убежденным сторонником этой компании и уверен в том, что конкуренция со стороны американских хайтек-брендов долго не продержится.
Почему? Потому что американские компании, движимые ненасытными фондовыми рынками, зачастую сосредоточены на достижении скорых результатов. "Культура радикально иная, и это объясняет, почему кажется, будто Nokia страдает гораздо больше, чем она страдает на самом деле", - отмечает он.
Но насколько тяжелыми или мимолетными ни были бы проблемы Nokia, они совершенно точно не уникальны.
Крепкие основы
Другие крупные хайтек-компании сталкивались с подобным, когда им приходилось приспосабливаться к внезапным переменам. Самый заметный пример - японский гигант Sony.
Nokia, по словам Элопа, проигрывает конкуретную борьбу американским фирмам
Эта фирм тоже на протяжении долгих лет беспрестанно росла и возглавляла свой сегмент рынка, а потом наткнулась на целую серию труднопреодолимых препятствий.
Поняв, что они не в состоянии угнаться за меньшими, более скорыми конкурентами, и что тормозом является, в числе прочего, и бизнес-культура, выросшая на глубоких токийских корнях, руководство компании к 2005 году решило, что следующего руководителя нужно искать за пределами Японии.
В результате назначен был сэр Ховард Стингер, выросший в Уэльсе и заработавший имя в американской телесети Си-би-эс. Приняв на себя руководство компанией в 2005 году, сэр Ховард стал работать над слиянием воедино двух принципиально разных методов управления.
"В какой-то мере мне, как человеку извне, управлять легче, - объяснял он, - в том случае, если я сумею заручиться поддержкой сотрудников".
Через пять лет после того, как Sony покончила со старой традицией, в аналогичной ситуации оказался Стивен Элоп, канадец, большую часть своей жизни проработавший на высоких должностях в американских компьютерных компаниях, а теперь управляющий компанией, на "родном языке" которой он даже не говорит.
Возможно, именно из желания изменитьи сложившуюся ситуацию он, как говорят, рассматривает возможность сдвинуть "центр тяжести" компании в Соединенные Штаты. Но, как подчеркивает один бывший менеджер Nokia, это предложение высказывалось и раньше, но отклика у руководителей компании не находило.
Пока непонятно, сумеют ли на этот раз представители Элопа убедить персонал, но Томи Ахонен полагает, что долгосрочного кризиса компания вполне может избежать.
"Я предупреждаю всех, кто сомневается в Nokia, - говорит он. - Она переживает грандиозные перемены, это так, но справляется с этими переменами куда лучше, чем большинство ее конкурентов. У нового генерального директора есть сложности, но эти проблемы нельзя считать непреодолимыми, поскольку основы компании по-прежнему крепки".