Многие люди беспокоятся о здоровье экономики, а влияет ли экономика на наше здоровье? Таким вопросом задается американское издание New York Times и сразу дает положительный ответ, замечая, однако, что эффект не всегда совпадает с нашими ожиданиями.
Данные о том, как отражается экономический спад на состоянии нашего здоровья, отличаются неожиданным разнообразием. Очевидно, что периоды длительного экономического роста идут на пользу здоровью населения. Этот тезис не вызывает вопросов как в отношении развитых стран, так и развивающихся экономик. Однако влияние текущего экономического кризиса на здоровье конкретного человека отчасти зависит от стиля жизни в более благоприятное время. Экономические исследования показывают, что люди не склонны беречь себя во времена стремительного роста. Некоторые не чувствуют меры в выпивке (особенно перед тем, как сесть за руль), многие предпочитают сэкономить драгоценное время, забежав в ресторан быстрого питания и проглотив там калорийную булочку, а ситуация с отложенным визитом к врачу из-за важной неотложной рабочей встречи, пожалуй, знакома каждому.
"Цена времени в период хорошего экономического роста возрастает, - отмечает доцент медицинского факультета Стэнфордского университета Грэнт Миллер (Grant Miller). - Люди больше работают и меньше обращают внимание на вещи, полезные для здоровья, например, домашнюю еду или занятия спортом. В то же время люди чаще переживают стрессы".
Аналогичные выводы были сделаны и в отношении жителей развивающихся стран. Миллер, изучающий влияние изменения цен на кофе на здоровье колумбийцев, утверждает, что хотя снижение цен негативно отражается на экономике, оно положительно влияет на здоровье и уровень смертности. В условиях низких цен у людей появляется больше времени заботиться о детях.
"Когда цена на кофе неожиданно поднимается, люди начинают больше работать и тратить меньше времени на домочадцев, том числе маленьких, - отмечает Миллер. - Вещи, важные для детей и их здоровья, в Колумбии стоят недорого, но требуют довольно много времени. Это и кормление, и дальние поездки за чистой водой, и многое другое, однако если этого не делать, что уровень детской смертности повышается".
Если верить исследованиям Миллера и его коллег по Национальной академии наук от 2007 г., подобный эффект наблюдался и на юго-западе США во времена Великой депрессии.
Данные являются полной противоположностью результатам, полученным в 1970-е г.г., когда ученые пришли к заключению, что тяжелые времена в экономике сопровождаются увеличением смертности от сердечных приступов, цирроза печени, а также ростом числа убийств и самоубийств. Кроме того, в 70-е г.г. прошлого века был отмечен рост количества пациентов в психиатрических клиниках. Однако полученные тогда выводы не нашил подтверждения в последующих исследованиях, и некоторые специалисты стали поговаривать об ошибочности подобной теории.
В мае 2000 г. в экономическом научном журнале Quarterly Journal of Economics появилась статья под названием "Хорошо ли рецессии для вашего здоровья?". Автором был профессор экономики Университета Северной Каролины Кристофер Рам (Christopher J. Ruhm). В основу исследования легли данные по уровню смертности и моделям поведения во время экономических катаклизмов с 1972 по 1991 г.г. Рам пришел к выводу, что уровень смертности резко снизился в период с 1974 по 1982 г.г. Рост этого показателя, напротив, отмечался во время восстановления экономики в 1980-е г.г. Увеличение уровня безработицы на один процентный пункт сопровождалось понижением уровня смертности на 0,5 процентного пункта. На 100 тыс. человек было примерно на пять смертей меньше. Более того, за двадцать лет преимущественного спада в экономике уровень смертности упал более чем на 8%, что было связано с сокращением числа страдающих болезнями сердца и количества дорожных аварий. Впрочем, без негативного влияния экономического спада на доступность медицинских услуг и поддержания психического здоровья все же не обошлось. Смертность от рака, например, подскочила на 23%, случаи смерти от гриппа или пневмонии также участились. Количество самоубийств выросло на 2%, убийств - на 12%.
В период экономического кризиса особую важность приобретают, скорее, не вопросы, касающиеся работы или доходов, а то, насколько велика разница между богатыми и бедными, а также насколько доступны услуги здравоохранения тем, кто потерял работу и страховку.
На протяжении десятилетия экономической рецессии в Японии, начавшейся в 1990-е г.г., люди, лишившиеся работы, страдали от проблем со здоровьем в два раза чаще, нежели те, кто сохранил работу. Во время экономического кризиса в Перу в 1980-е г.г. уровень детской смертности вырос на 2,5%, 17 тыс. детей умерли из-за краха программ здравоохранения и социальных программ.
В августе специалисты Амстердамского свободного университета (Free University of Amsterdam) проанализировали данные о состоянии здоровья близнецов. Исследователи пришли к выводу, что дети, рожденные в период рецессии, больше подвержены болезням сердца и живут в среднем на 15 месяцев меньше тех, кому посчастливилось родиться в более благоприятных экономических условиях. Один из авторов исследования, профессор экономики Джеральд ванн дэн Берг (Gerard J. van den Berg), утверждает, что в период рецессии наибольшие испытания выпадали на долю детей из бедных семей, поскольку у родителей не было возможности обеспечить своим чадам хорошее медицинское обслуживание. Берг поставил под сомнение выводы некоторых исследователей о том, что экономический спад может оказать положительное влияние на здоровье детей, поскольку в это время у родителей появляется больше времени для общения с ними. "Подобное утверждение может быть верным для обеспеченных семей, в которых один из родителей потерял работу, а другой по-прежнему приносит в дом достаточно денег, - полагает эксперт. - Если же у семьи нет средств для выплаты ипотечного кредита и семейного бюджета не хватает на нормальное питание и оплату медицинских услуг, эффект, скорее, будет противоположным".
Голландцы уже успели ощутить на себе негативное влияние замедления экономики. По данным опроса, проведенного исследовательской компанией Information Resources, в мае 53% потребителей сказали, что стали использовать полуфабрикаты гораздо чаще, нежели полгода назад. Причиной, без сомнения, является повышение цен на продукты питания.
В то же время растут расходы не медицинскую страховку. Главный исполнительный директор исследовательского центра Deloitte Center for Health Solutions Пол Кекли (Paul H. Keckley) утверждает, что в настоящее время средний служащий вынужден оплачивать треть расходов на медицинские услуги, хотя лишь четыре года назад эти суммы были вдвое меньше. В Соединенных Штатах, не имеющих в отличие от других развитых стран национальной программы здравоохранения, негативное влияние маячащей на горизонте рецессии может оказаться более серьезным. Кекли отмечает, что около 46 млн. американцев не имеют медицинской страховки, добавляя, что каждый седьмой из 179 млн. застрахованных может стать должником при первой же серьезной болезни. "Экономический спад - плохая новость для сферы здравоохранения, несмотря на возможные крошечные проблески позитива", - заключает специалист.