- Эдуард Степанович, с 22 декабря "Киевэнерго" снижает снабжение должников электроэнергией и теплом. Среди них – учреждения социального сектора. Что вынуждает идти на отключение?
- Просто компания прекращает бесплатно отпускать электроэнергию. За последние три месяца 2008 года Киев рассчитался за услугу на 71%. По всей Украине общие расчеты превышают 100%. Потому эта ситуация не связана с кризисом, она связана с Киевом. Наиболее проблемный местный бюджет - городской и районный.
Городской бюджет за 20 дней января рассчитался на 7%. Метрополитен, например, не заплатил ни копейки. Несколько месяцев мы проводили активные уговоры, шли на какие-то обещания рассчитаться. Но сегодня мы - худшая компания по расчету за электроэнергию перед ДП "Энергорынок", компания в ближайшее время перестанет платить людям зарплату. Но так же не может продолжаться! Потому мы открываем договоры – а там говорится, что в случае возникновения задолженности энергоснабжающая компания обязана сократить подачу электроэнергии до уровня оплаты. С учетом того, что предприятия не платят, их отключат.
- Чем вы руководствуетесь, отключая поликлинику и оставляя энергоснабжение Киевской горадминистрации?
- Есть сумма долга, и это - основной критерий. Киевгоргосадминистрация ничем не отличается от других потребителей, и ее тоже можно отключить. На сегодняшний день долг управлений КГГА составляет 370 тысяч гривен.
- Ограничение энергоснабжения дает нужный результат?
- После того как компания начала ограничивать должников, ряд районов города взяли кредиты, рассчитались и теперь не имеют долгов. Это и Голосеевская, и Подольская райадминистрации. Но почему раньше нельзя было этого сделать?
- Сколько вам задолжали за электроэнергию и кто является главным должником?
- Нам должны 798 миллионов гривен, из которых 111 миллионов задолжало население. А есть "Киевводоканал", который должен 429 миллионов. Мы уже предупредили их об отключении. 27 января Киев может остаться без воды, если за это время никто не предпримет усилий и не рассчитается с долгами. Хотя мы в очередной раз готовы на компромисс, согласны на оплату текущего потребления и составления графика погашения долга.
- Реакция со стороны "Киевводоканала" уже была?
- Они прислали нам несколько писем. С точки зрения тарифообразования "Киевводоканал" находится в такой же ситуации, как и мы. Они нам в очередной раз написали в письме, что они рассчитываются исходя из того тарифа, который есть у них, и разницу в тарифе погашать не собираются. Как только она будет компенсирована, сразу рассчитаются. Насколько мне известно, задолженность КГГА перед ними равносильна тому долгу, который есть перед нами, а это свыше пятисот миллионов гривен.
- Вы ведете хоть какой-то диалог с горадминистрацией по поводу недоплаты?
- Диалог ведется таким образом, что мы вынуждены были обратиться в суд и в судебном порядке взыскивать с КГГА компенсацию тарифов. Другого выхода уже не вижу. В начале отопительного сезона наш долг перед НАКом составлял 27 миллионов гривен, сейчас он уже достиг 800 миллионов.
- Возможно ли повторение ситуации декабря, когда большая часть города осталась без горячей воды?
- Все будет зависеть от позиции "Нафтогаза" и его возможности терпеть подобные расчеты с нашей стороны. С 6 января газоснабжение уже ограничено, и наши ТЭЦ на 50% работают на мазуте. Я должен сказать, что с 1991 года мы не завозили мазут, а с 1985 не работали на нем в таком режиме.
- Насколько хватит мазута, который есть?
- Это зависит от температурного режима. 3-е - 5-е, возможно, даже 10 февраля, если не будет морозов. При существующем режиме работы нужно 250 миллионов гривен в месяц на мазут. Это больше всей суммы, которую мы собираем на тепло. Денег на выплату зарплаты не остается. А не купить – означает оставить город без тепла.
- Что вы намерены делать? Будет ли "Киевэнерго" кредитоваться, чтобы закупить топливо?
- Мы?! Под 30%?! Мы ни наркотиками, ни оружием не торгуем! У нас нет такого бизнеса, который может покрыть 30% годовых. В этой ситуации есть два выхода. Либо Киевской администрации нужно компенсировать тариф либо сказать, что мы не можем так работать - и установить тариф на уровне экономически обоснованного. В этом случае расчеты за газ будут полностью зоной ответственности "Киевэнерго". Даже по прошлому году, при той ситуации и тех ценах на газ, разница в тарифе была около миллиарда гривен. В сегодняшней ситуации это будет полтора миллиарда.
Я могу привести пример Кировоградской области – это депрессивная область, нищая, но там одни из самых высоких в Украине коммунальных тарифов и уровень оплаты один из самых высоких. В 1999-2000 гг. там четыре города неделями стояли без воды, тепло там отключалось в мороз. В результате компании привели тарифы в соответствие со стоимостью услуг. Люди платят и не испытывают проблем.
- Как вы относитесь к заявлениям Леонида Черновецкого о том, что необходимо забрать у "Киевэнерго" его ТЕЦ и создать на их основе новое предприятие?
- Создать новое предприятие и уйти при этом от долгов? Думаю, это невозможно. Тут будет задействована прокуратура, она не допустит непогашение задолженности. При существующей политике в тарифообразовании создание нового предприятия проблему не решит. Нужно быть реалистом и плясать от экономики. Если в этой экономике не хватает денег даже заплатить за топливо, сколько ты ни создавай предприятий как их ни называй, проблему это не решит.