Переселившись в дом престарелых, киевляне потеряют право собственности на прежнее жилье
Квартирным аферистам в Киеве раздолье. Только одиноких стариков, которых обслуживают соцработники на дому, в столице 15,5 тыс. И еще 53 тыс. пожилых людей, которым подобная помощь вскоре может потребоваться, стоят на учете в ГУ соцзащиты КГГА. И у каждого из них есть квартира.
Вот на эти-то квартирки и положила глаз мэрия, задумав выселять их владельцев в дома престарелых. Черновецкий обещал, что когда бабушки переедут в «лучший дом», то будут есть «красную икру ложками». Для этого мэрия сдаст их жилье в аренду, и за ее счет будет обеспечивать бабушек икрою, а бюджет – деньгами.
Как это будет происходить на деле, нам удалось выяснить, раздобыв проект решения о создании коммунального предприятия «Лучший дом», который, вероятно, будет вынесен на ближайшую сессию 12 февраля. К проекту решения прилагается типовой договор о пожизненном содержании. Для незнакомых с тонкостями Гражданского кодекса поясним, что по такому договору жилье одинокой старушки, которая в договоре именуется «отчуждателем», переходит в собственность «Лучшего дома» («приобретателя») уже в момент подписания договора, точнее – регистрации.
Курировать работу «Лучшего дома» мэр поставил свою дочь Кристину, которая разъезжает по Киеву в машине «Ламборджини» ценой 250 тыс. евро. Но самое интересное даже не это, а то, что по Уставу, предприятие имеет возможность открывать и финансировать свои... зарубежные представительства.
А это дает возможность безболезненно выводить за границу средства, «заработанные» на квартирах доверчивых бабушек. Кстати, в договоре указывается не рыночная стоимость квартиры, а фиктивная – по оценке БТИ. В образце договора, например, проставлено 77 тыс. грн ($10 тыс.) за однокомнатную квартиру. А разница между реальной суммой, которую можно выручить, продав пенсионерскую квартиру, и оценкой, обозначенной в договоре, открывает немало возможностей для проведения денег «мимо кассы».
Ну а куда же собираются «любимых бабушек» селить? Здания интернатов должны отвечать установленным нормативам (комната 10 кв. м на одного плюс санузел, для колясочника последний – площадью не менее 12 кв.м), плюс комнаты для общения, для персонала, пандусы, подъемники и многое, чего в полном объеме ни в одном из существующих заведений столицы – нет.
Сейчас в Киеве 7 домов-интернатов для граждан преклонного возраста и инвалидов на 2,5 тыс. мест. Поселиться там может любой одинокий человек или даже тот, у кого есть родственники. В последнем случае, правда, они будут платить за его содержание.
Заметим, что вопрос о квартире старика или инвалида даже не обсуждается – она остается в его собственности. Пока что. Для того, чтобы попасть в интернат, надо написать заявление, пройти ВТЭК и получить путевку в ГУ соцзащиты Киева. Но в последние месяцы ни одна такая путевка не подписана. Похоже, резервируют места для «любимых бабушек» мэра, у которых будут отчуждаться квартиры. Но хватит ли коек для тысяч одиноких киевских стариков?
Впрочем, эта проблема решаема – если устроить «текучку кадров» среди обитателей: кто там поинтересуется, как быстро и от чего именно какая-нибудь одинокая старушка из «Лучшего дома» отошла в «лучший мир»... Решится и еще одна «проблема» – на этот раз самого КП «Лучший дом». Ведь пока жив бывший владелец, оно по закону квартиру продать не сможет, зато потом – запросто...
Нет, в Европе и Америке дома для престарелых – дело привычное и ничего подозрительного с ними не связано. Чего совсем не скажешь о постсоветских просторах... Вон в Краснодарском крае России в марте 2007 г. сгорели заживо 63 обитателя дома престарелых, в ноябре – 32 человека в Тульской области, а совсем недавно – в ночь на 1 февраля этого года – в республике Коми в огне погибли 23 человека.
Тем временем
Дома престарелых ждут не только бедных, но и богатых
У КГГА еще одно ноу-хау: мэр подписал распоряжение: предоставлять «платные социальные услуги по содержанию в коммунальных стационарных интернатных учреждениях лицам, нуждающимся в помощи». Главное, чтоб нужда была не в материальной помощи. Теперь в интернатах (и пансионатах тоже) будут оборудовать помещения «с улучшенным присмотром».
Туда, по желанию, могут поселиться временно или на ПМЖ люди, которые «находятся в сложных жизненных обстоятельствах». Но только те, кто в состоянии платить. В КГГА мечтают: в такие отделения киевляне будут сдавать своих родственников, которые не могут обойтись без постороннего ухода, например, когда уезжают в командировку или в отпуск. Во сколько обойдется день или месяц проживания в таком пансионате, в КГГА не уточняют.

Автор: Александр СЕРГИЕНКО, Наталья ПЛАХУТА