- Полтора года тому назад в обваленном доме неизвестные кувалдой разбивали стены и перегородки, перекрытия между этажами. Местные активисты вместе со мной писали заявления в милицию по факту уничтожения архитектурного памятника. Если бы тогда власть среагировала на эти факты, трагедия не произошла бы, — говорит 37-летняя Елена Ескина, депутат Киевсовета. Исследует состояние аварийных домов в городе.
Расследования не было?
- Уголовное дело возбудили в сентябре ¬2015-го. Даже внесли его в реестр досудебных расследований. Однако дальше ничего не сделали. Обращались и в прокуратуру. 10 февраля передали туда все материалы. И только 26 февраля во время пикета к нам вышел заместитель прокурора. Сказал, что начали служебное расследование против следователя, который вел это дело и ничего не сделал.
Кто разрушал дом?
- Дом — на балансе ОСМД "Хмельницкого 12–14". Его создали в 2014 году. Тогда, когда из дома отселили жителей. Поэтому считаю ОСМД фиктивным. Его руководство связано с предприятиями "Геометсервис" (компания по продаже медикаментов — ГПУ) и "Геоинвест" (занимается бурением нефтяных скважин — ГПУ). За компанией стоит Ирина Бойко. Она приходила на одно из заседаний рабочей группы Киевсовета по вопросам культурного наследия. Спрашивали: "Зачем уничтожаете исторический памятник?" Отвечала, что реставрирует дом. Но, по закону, не имела на это права. Не было ни реставрационного плана, ни экспертизы, которая позволила бы реконструкцию.
Зачем уничтожать дом?
- Его ремонт нерентабелен. Для этого нужны большие деньги. Намного проще снести дом и вместо него возвести многоэтажку. И получить деньги от продажи квартиры. Есть практика, когда такие дома сознательно поджигают или разрушают. Если бы дом не обвалился — его разобрали бы. И никто бы на это не обратил внимания.