Генеральный прокурор Киевской области Александр Гардецкий считает это аксиомой. Она, как известно, в доказательствах не нуждается. Не требует доказательств и то, что о злоупотреблениях в сфере земельного «дерибана» широко проинформированы работники МВД, СБУ, руководители Государственного земельного кадастра и Главного управления по контролю за использованием земель. Вот уж воистину, как в басне: «А Васька слушает, да ест…»
Рядовые граждане только диву даются: почему же все они молчат и ничего не делают, чтобы навести порядок? И вообще, куда мы движемся и кто «рулит» теневым переделом земли в высших эшелонах власти?
Земля на околице столицы и на подъезде к крупным областным центрам - на вес золота. Подчас сотка «тянет» на 5-10 тысяч долларов. Случается, что завоеванные в нелегкой борьбе за благополучие собственной семьи земельные наделы в прямом смысле слова пахнут кровью - таковы суровые правила игры на выживание.
Почему так много злоупотреблений в этой сфере и кто мог бы остановить девятый вал земельного передела, ИМК («ИнтерМедиа консалтинг») поинтересовалось у генерального прокурора Киевской области Александра Гардецкого.
- Александр Степанович, какова ситуация с соблюдением земельного законодательства и прав граждан в сфере земельных отношений в Киевской области?
- На днях состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры Киевской области по этому вопросу. Я выступал на коллегии с докладом. Если сократить его до одной строки, то могу сказать прямо: проведенная работа правоохранительными и контролирующими органами по профилактике, выявлению и расследованию правонарушений в сфере земельных отношений абсолютно неадекватна тому шабашу, который творится с землей в области.
- Что Вы имеете в виду?
- По результатам наблюдательных проверок в сфере соблюдения земельного законодательства, органами прокуратуры области на протяжении 2007 года возбуждено 17 уголовных дел, внесено 89 предписаний и представлений, возмещено 808 тыс грн - в том числе 738 тыс грн в бюджет.
К ответственности привлечены 38 чиновников, удовлетворены 258 протестов относительно незаконных решений по распоряжению землей.
Мы думали, что нечистые на руку люди, принимавшие активное участие в «дерибане» земли Киевской области, угомонятся. Отнюдь. Только за три месяца текущего года органы прокуратуры области возбудили 14 новых уголовных дел по факту незаконных решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления. К ответственности привлечены 57 человек. Компенсирован 1 млн 200 тыс грн ущерба.
С января по март органами прокуратуры области в сфере земельных отношений составлено 17 протоколов о коррупционных деяниях и других правонарушениях, связанных с коррупцией.
Несмотря на предпринятые усилия по надзору, достичь увеличения эффективности противодействия нарушениям законов в сфере земельного законодательства и прав граждан в сфере распределения земли пока не удалось. И не в последнюю очередь потому, что сегодня отсутствует скоординированная работа правоохранительных и контролирующих органов. Подчас речь идет и о преступлениях, совершаемых должностными лицами, которые должны выявлять и устранять правонарушения.
В последнее время, особенно с наступлением весны, существенно увеличилось число обращений граждан по вопросам земельных отношений в органы прокуратуры Киевской области. Поступают многочисленные обращения народных депутатов Украины, чиновников, крестьян и жителей городов о массовых нарушениях земельного законодательства на территории Киево-Святошинского, Макаровского, Бориспольского, Обуховского и других районов.
- Можно привести несколько наиболее типичных примеров?
- Возьмем хотя бы Броварской район Киевской области. Здесь накопилось очень много вопросов по поводу передела земельных угодий. Речь идет о таких населенных пунктах, как Княжичи, Требухов и Пуховка.
Отсюда в областную прокуратуру каждый месяц поступают десятки жалоб, потому что земля здесь воистину на вес золота. Люди недоумевают: почему местным крестьянам землю «выбить» трудно, а некоторым жителям Киева ее здесь преподносят, как говорится, «на тарелочке с голубой каемочной»?
Из этих обращений становится ясно: сегодня в Киевской области разбазариваются не только земли, но и объекты лесного хозяйства, водные ресурсы. Все это переписывается большими кусками и, как правило, на подставных лиц.
Очень часто рядовому гражданину невозможно добиться, чтобы ему выделили 10-15 соток земли - под индивидуальное строительство, для ведения подсобного хозяйства. Органы местного самоуправления под разными предлогами отказывают в выделении земли рядовым гражданам. Но стоит прийти к ним солидному «дядьке», который занимает высокий пост в столице или в районном центре, ему тот час же с легкостью необыкновенной и, как правило, в обход Закона, могут выделить гектары земли. И все это - на незаконных основаниях.
- Как это происходит на практике?
- Сегодня в сфере землепользования наиболее распространенным и массовым явлением является принятие незаконных решений о выделении земли, предоставление земельных участков размерами, которые существенно превышают установленные законом нормы, самозахват земли, порча, нещадная эксплуатация земельных угодий и т. д.
Должностные лица на местах допускают массовые нарушения законов. На это далеко не всегда реагируют контролирующие и правоохранительные органы. Случается, что чиновники сами нарушают закон. К примеру, они закрывают глаза на то, что нарушается порядок предоставления земельных участков в частную собственность, в частности, при отсутствии проектов землеустройства, технической документации, определения размеров этих земельных участков.
Такие нарушения наиболее типичны для районов, которые находятся по радиусу Киева. В последнее время здесь особенно возросло количество незаконных решений органов местного самоуправления и распоряжений органов власти по передаче в собственность и пользование земельных наделов, а также незаконных решений относительно изменения целевого назначения земли. Безответственность контролирующих органов, злоупотребление служебным положением способствуют созданию теневого рынка земли.
Управление по контролю за использованием земель в Киеве и Киевской области своевременно не реагирует на выявленные прокуратурой факты нарушения земельного законодательства.
И специально уполномоченные органы исполнительной власти и Государственного земельного кадастра не в полном объеме реализуют свои полномочия. И они нередко допускают нарушения, по результатам выявления которых подчас возбуждаются уголовные дела.
- Констатация правонарушений - это, несомненно, очень важно. А что реально делается для наведения порядка в сфере земельных отношений в Киевской области?
- Я дал распоряжение прокурорам в районах: если вы зафиксировали, что кому-то из граждан выделили большие участки земли - по несколько гектаров и более, - мгновенно начинайте проверку каждого распоряжения органов местного самоуправления.
Чтобы получить эти гектары, коррупционерам необходим целый набор паспортов фиктивных личностей. Делается это для того, чтобы на 10-15 человек набрать земли и потом ее грамотно «раздерибанить». Очень дорогая земля столичного региона, полученная ловкачами на незаконных основаниях, как правило, тут же перепродается. Так и появляются у нас миллионеры - буквально на ровном месте.
- Рядовым гражданам от этого, согласитесь, не легче…
- Я думаю, что пройдет месяц-другой, и жители Киевской области смогут убедиться: в работе прокуратуры области произойдут качественные изменения.
Для организации работы в районах мы внедряем ноу-хау, которое (до моего прихода на пост прокурора области) никто ранее не применял. А именно: выездные приемы граждан. Я и мои заместители выезжают непосредственно на места: так лучше общаться с людьми, так можно узнать очень много оперативной информации. Благодаря этому нам легче призвать к ответу нечестных на руку местных чиновников и тех, кто их «крышует» сверху.
- Какие реформы нужно провести в Генеральной прокуратуре Украины, чтобы она реально влияла на наведение порядка с распределением земли?
- Я согласен с заявлением Генеральной прокуратуры о том, что если бы государство выполняло в отношении прокурорских работников то, что оно обязано выполнять, то не было бы так называемых «земельных наделов для прокуратуры». Чтобы, получив землю, прокуратура начинала поиск инвесторов - для строительства жилья сотрудникам.
К слову, за последние пять лет в прокуратуре Киевской области ни один специалист жилья не получил. Спрашивается: а где его брать?
Ничего плохого нет в том, чтобы органу прокуратуры - на законных основаниях - был выделен участок земли для строительства жилья. Суть вопроса не в этом. Важно, чтобы за этот участок земли не продался прокурор. Или не оказал какую-то услугу чиновнику, который распорядился выделить земельный участок в натуре.
На выявленный факт злоупотребления служебным положением необходимо реагировать немедленно. Даже если прокурор пошел на это для улучшения жилищных условий своих подчиненных. Такой руководитель все равно должен отвечать за злоупотребление.
- Александр Степанович, а какие изменения необходимо внести в Уголовный кодекс, чтобы снизить уровень коррупции в сфере распределения земли?
- Сегодня есть достаточно статей законов, которые предполагают ответственность за коррупционные деяния. Хотя, к слову сказать, в законе четко не прописано, что такое коррупция. Но мы рассматриваем коррупционные преступления как злоупотребления служебным положением с целью получения взятки.
Не только прокуратуре, но и оперативным службам крайне важно своевременно выявлять факты взяточничества. Но не менее важно, чтобы и суды должным образом выполняли свои функции.
- А что на практике?
- Подчас как бывает? Прокурор возбудил уголовное дело по факту коррупционного деяния того или иного государственного служащего. Но чиновник пошел в суд - и ситуация для него самым неожиданным образом нормализовалась. Как по мановению волшебной палочки…
Когда я только занял пост прокурора Киевской области, то столкнулся с неожиданным явлением: в первые дни после назначения ко мне в кабинет один за другим начали приходить некоторые уважаемые люди, чтобы, как говорят у нас в народе, «порешать вопросы» с землей.
Когда же ходоки понимали, что разговор у нас с ними не получится, то, понурив голову, тотчас покидали мой рабочий кабинет.
Но потом, как не странно, происходили удивительные вещи.
Чтобы решить «наболевший вопрос», эти горе-просители шли, как говорится, окольными путями - направлялись в суды. И вот результат: мои постановления о возбуждении уголовных дел против некоторых депутатов и председателей поселковых советов, по неведомой для меня причине, опротестовывались в судах. Прокомментировать это трудно. Жду, чем все это закончится.
Вот почему я хотел бы, чтобы вопросы о наведении порядка с выделением земли в Киевской области (и в других регионах) рядовые граждане задавали не только руководителям и работникам прокуратуры, но и судьям.
Тогда нам, надеюсь, быстрее удастся поставить шлагбаум на пути разбазаривания земли.