Есть ли альтернатива российской нефти: аналитика

Photo

Саудовская Аравия заявила, что готова увеличить поставки нефти на мировые рынки, если РФ приостановит экспорт своих энергоносителей. Сможет ли королевство перекрыть возможный дефицит, мы узнали у экспертов Александра Титова и Александра Харченко.

Мировой рынок нефти может спать спокойно. Его готова спасать Саудовская Аравия. Страна может увеличить поставки «черного золота», если Россия спровоцирует дефицит. Об этом пишет издание International Business Times. По словам министра нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али Аль-Наими, военные действия на востоке Украины усилили напряженность между Россией и Европой, что может спровоцировать повышение мировых цен на нефть и дестабилизировать рынок. Сейчас цены на нефть марки Brent держаться на уровне 108 долларов за баррель. Али Аль-Наими уверен, что дополнительные поставки нефти на мировой рынок помогут сбить цену до 100 долларов за баррель.

Свое виденье ситуации в эфире радиостанции «Голос Столицы» озвучили старший эксперт сектора энергетического рынка российского Института энергетики и финансов Александр Титов, а также генеральный директор украинского Центра исследований энергетики Александр Харченко.

«Голос Столицы»: По вашему мнению, какова вероятность того, что Россия все же сможет спровоцировать дефицит нефти на мировых рынках и при каких условиях Москва пойдет на это? Выгоден ли ей такой сценарий? Или здесь речь идет о санкциях и блокаде российской нефти?

Александр Титов: Я бы сказал, что речь скорее идет о санкциях. Самой России в условиях сложившегося уровня недоверия и рискованности не хочется провоцировать какую-то нестабильность на нефтяном рынке. Ведь этот рынок является, по сути, главным экспортным рынком для России. Она может пойти на это, если будут применены какие-то широкомасштабные санкции, которые пока еще не были применены.

«Голос Столицы»: Если все же будет сокращение поставок нефти, чем Россия сможет их компенсировать? Ведь эту недостачу перекроет Саудовская Аравия и таким образом, скорее всего Россия ничего не добьется.

Александр Титов: Тут сложный вопрос относительно Саудовской Аравии. Ведутся такие разговоры, что Саудовская Аравия может увеличить свои поставки. Проводится аналогия с 1985 годом. Но я хочу сказать, что сейчас ситуация сильно изменилась по сравнению с 1985 годом, она очень усложнилась. Вы говорили, что Саудовская Аравия может увеличить поставки. Она действительно может увеличить поставки, но этот прирост тогда был трехкратный, они утроились с 2 до 6 миллионов баррелей в сутки, а сейчас они могут увеличить только на 2,5 миллиона баррелей в сутки. Это всего лишь около 3% от мирового потребления. То есть, Саудовская Аравия не может сильно переформатировать рынок. Россия, например, поставляет сейчас на экспорт примерно 7 миллионов баррелей в сутки. Фактически Саудовская Аравия может покрыть где-то треть российского экспорта нефти. Но в принципе это не выгодно даже самой Саудовской Аравии. Есть насколько причин для этого. Во-первых, тогда цена была в районе 15, 10 долларов за баррель. Сейчас цена около 106, 107, 108. Но тут есть очень важный параметр – это цена бездефицитного бюджета Саудовской Аравии. То есть, это цена, при которой бюджет страны сбалансирован, и они на эту цену очень ориентируются. Сейчас эта цена 80 – 90. Это тот предел, ниже которого цену Саудовская Аравия опускать не будет. Это им абсолютно невыгодно, и они даже хотели бы, чтобы цена была выше.

«Голос Столицы»: Если Саудовская Аравия будет демпинговать на мировом рынке, возможен ли такой вариант, как часть санкций для России? Что тогда делать стране? Как это ударит по экономике?

Александр Титов: У России тоже есть цена бездефицитного бюджета. И она ниже 100 долларов за баррель. Где-то в районе 90. И таким образом это действительно снизит экспортную выручку России, но серьезно пошатнуть экономические позиции и снизить приток валюты, чтобы как в 85 году это стало одним из факторов крушения Советского Союза, этого не произойдет.

Украинский эксперт считает, что от прекращения поставок Россия немного проиграет, а Саудовская Аравия - немного заработает.

«Голос Столицы»: Как вы оцениваете вероятность того, что Россия все же сократит поставки нефти на мировой рынок?

Александр Харченко: Мы должны понимать, что это одновременно и политическое, и технологическое решение. Россия сейчас переживает определенным образом не лучшие времена с точки зрения состояния нефтяных месторождений. И на самом деле это двоякая ситуация - с одной стороны политическое заявление, которое должно повлиять на мировое сообщество, а с другой стороны Россия имеет определенные технологические разрывы, которые требовали бы от них некоторой паузы в добычи где-то на 2-3 месяца. Но если говорить реально, они имеют ​​возможность сократить поставки. Другое дело, что рынок не терпит пустоты. Заявление Саудовской Аравии - это просто техническое заявление, сделанное для того, чтобы успокоить спекулянтов, успокоить трейдеров. В действительности, как только появится объем нефти, непокрытый по цене выше 97 долларов, то сразу этот объем будет продаваться другими поставщиками, это 100%.

«Голос Столицы»: Саудовская Аравия в случае необходимости сможет своими силами перекрыть дефицит нефти на мировом рынке?

Александр Харченко: Если говорить о том объеме, о котором сейчас говорили россияне с точки зрения сокращения поставок, то достаточно усилий одной Саудовской Аравии.

«Голос Столицы»: Во сколько это ей обойдется?

Александр Харченко: Саудовской Аравии? Это будет стоить России. Саудовская Аравия просто заработает дополнительные средства.

«Голос Столицы»: Как именно это ударит по экономике России?

Александр Харченко: Просто они продадут меньше нефти, получат от того меньшие доходы. И если они говорят, что они сократят поставки, как я понимаю речь шла о 5-7 % их годового производства, то соответствующим образом сократятся поступления в Россию.

«Голос Столицы»: Насколько Украина зависима от поставок российской нефти?

Александр Харченко: Украина вообще независимая. Мы до начала этих событий импортировали из России примерно 12-15 % нефтепродуктов. Но это вообще не проблема. Она компенсируется поставщиками из Европы буквально в течение двух-трех дней.