Доказательств возвращения вывезенных средств в мире еще не было, но в случае Украины есть возможность завершить этот процесс, рассказал директор института Международного делового сотрудничества Леонид Кистерский.
США начали помогать Украине в возврате похищенных активов. Для этих целей к нам направлена и уже работает группа специалистов американского Минфина, Минюста и ФБР. В администрации США говорят - это необходимо, чтобы помочь Украине в борьбе с коррупцией, а также поисках и возвращении на родину похищенных активов. Задача американских экспертов будет заключаться в том, чтобы консультировать украинское правительство в расследовании и сборе доказательств, необходимых для возвращения краденых средств из-за рубежа.
Хотя обычно на такие процедуры уходят годы, директор института Международного делового сотрудничества Леонид Кистерский считает, что путь возвращения денег можно сократить до нескольких месяцев. Об этом он заявил в эфире радио «Голос Столицы».
Голос Столицы»: Реально, что Украина вернет украденные активы? Как вы оцените наши шансы?
Леонид Кистерский: Возвращение активов – очень сложный процесс. И пока что у нас нет определенных доказательств, что деньги когда-нибудь возвращались в бюджет этих стран. Но сейчас другая ситуация. Я считаю, что если тогда это были единичные случаи единичных диктаторов, и мир уже накопил определенный опыт и, может, сделал определенные выводы, чтобы в случае Украины все же довести это дело до конца. Процесс этот непростой, поскольку западные демократии придерживаются законов, придерживаются судебных решений, они будут заслушивать и другую сторону. Я разделил этот процесс на четыре этапа. Первый этап - это надо найти капиталы. Второе - это в суде надо доказать, что именно эти деньги были вывезены преступным путем, или незаконным. Третий этап - это конфисковать их. И четвертый этап - вернуть. Но первое, что нужно сделать, если будет обнаружено, найти их, по крайней мере, заблокировать.
«Голос Столицы»: Насколько по времени могут затянуться эти этапы?
Леонид Кистерский: Мировой опыт показывает, что на это могут уйти годы, если идти тем путем, которым ходили до сих пор. Но никогда еще не было такого международного резонанса, как на события в Украине. Можно сократить. И потом, кроме этого пути, о котором мы говорили, еще Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, которая позволяет досудебное возвращение в бюджет незаконно или преступно вывезенных денег. Затем суды все равно должны пройти, где надо будет доказать, что это было сделано правильно, но это уже потом. То есть можно за месяцы пройти этот путь.
«Голос Столицы»: Уже прошло много времени. Деньги не могли перекочевать уже в другие банки? Например, в Азию.
Леонид Кистерский: Теоретически могли. Выход денег с Украины можно отслеживать просто по факту, а дальше по цепочке, хотя это очень сложный процесс.
«Голос Столицы»: Какой смысл и какая польза будет для США, которые помогают?
Леонид Кистерский: Соединенные Штаты не только претендуют на ведущую мировую демократию, а они и есть такой страной. Это не очень простой процесс. Прежде всего, очень большие политические ставки в Европе. И то, что наш северный сосед сделал, может иметь далеко идущие политические, военные, экономические последствия. Соединенные Штаты пытаются сейчас доказать всему миру, что так нельзя делать.
Напомним, сейчас в ряде европейских стран арестованы многомиллионные счета бывших украинских чиновников, которые подозреваются в разграблении государства.