Украина должна подавать иск в Стокгольмский арбитражный суд, чтобы решить вопросы по газу с Россией, заявил в эфире радиостанции «Голос Столицы» независимый эксперт в вопросах энергетики Владимир Сапрыкин.
Премьер-министр Российской федерации Дмитрий Медведев заявил, что в случае непогашения Киевом задолженности за поставленный газ, Москва может вернуться к авансовой форме оплаты. Однако, как позже сказал президент России Владимир Путин, такие меры никто не будет применять до консультаций с украинской стороной.
В то же время независимый эксперт в вопросах энергетики Владимир Сапрыкин считает, что через суд можно решить все основные вопросы по ценам на газ и, возможно, удастся повысить транзитный тариф за транспортировку российского газа. Об этом он рассказал в эфире радио «Голос Столицы».
«Голос Столицы»: Как отразится на платежеспособности Украины введение авансового расчета? Ведь денег нет независимо от формы оплаты?
Владимир Сапрыкин: Безусловно, это ухудшит ситуацию не только в «Нафтогазе», но и в экономике Украины в целом. Я думаю, «Газпром» не пойдёт в ближайшее время на это, тем более что Украина ожидает получения первого транша от МВФ.
«Голос Столицы»: По словам российской стороны Украина и так должна «Газпрому» 2 миллиарда 200 миллионов долларов за газ. Грозятся прекращением поставок. В свою очередь Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан сказал, что Украина долг отдавать не будет, пока решен газовый вопрос. Какой есть выход из этой ситуации?
Владимир Сапрыкин: Я считаю, что Украина должна подавать иск в Стокгольмский арбитраж. И для того чтобы увеличить свои шансы, нужно срочно выплатить все долги и проводить текущие платежи. Таким образом, в арбитраже решатся все основные вопросы по ценам и по другим вопросам, возможно, удастся повысить транзитный тариф за транспортировку российского газа, но это всё требует времени и политической воли, которой не было у прошлого руководства.
«Голос Столицы»: По поводу исков в суды. Периодически эта тема возникает и её озвучивают украинские политики, о том, что Украина готовится, если что – мы сразу в суд. Но пока до практики эти слова не доходили. Почему?
Владимир Сапрыкин: Мне кажется, что в Украине пытаются по старинке решить спорные вопросы с Россией путём мирных договорённостей, длительных переговоров. Мне кажется, события в Крыму показали, что какие-то длинные ненужные переговоры уже не нужны – тут нужно действовать быстро, жёстко.
«Голос Столицы»: В России в последнее время все высокопоставленные лица выражают озабоченность относительно того, что объем газа в украинских газовых хранилищах снижается. В то же время за первый квартал этого года мы сократили импорт российского газа на 15%. Почему нельзя сейчас закачать полностью газовые хранилища, чтобы обеспечить себе… ну, отопительный сезон?
Владимир Сапрыкин: Сейчас по цене почти 500 долларов за тысячу кубометров российского газа невыгодно закачивать газ в украинские хранилища, поэтому Украина взяла паузу. С другой стороны, Украина не будет за свой счёт в следующий отопительный сезон покрывать пиковые нагрузки за счёт своего газа, затрат на закачку, поднятия газа, хранения. То есть Украина будет уменьшать количество газа, который будет закачан в хранилища, и этот газ будет использоваться только для собственных нужд.
«Голос Столицы»: Юрий Продан ранее заявил о вероятности отключения поставок газа в Европу в связи с конфликтом с Россией в вопросе газа. Вчера появилось его заявление о том, что поставки газа прекращаться не будут, даже если договориться с Россией не удастся. Зачем тогда выражать такие опасения и лишний раз нервировать европейских коллег? Это банальная манипуляция?
Владимир Сапрыкин: Угроза отключения от поставок газа в Украину реально существует. И Украина будет потреблять некоторые объёмы газа для обеспечения прокачки газа в Европу, поскольку этот газ нужен как топливо для перекачки газа. Угроза отключения газа существует постоянно и зависит только от кремлёвского руководства.
Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан заявил, что Украина прекратила закачку природного газа из России. По его словам, это связано с тем, что Украина и Россия не могут договориться о цене на газ.