Д ешевого российского газа в Украину не будет. По крайней мере до тех пор, пока Украина не согласится стать филиалом "Газпрома" или не войдет в Таможенный союза.
Таков итог майских рандеву Януковича - Путина и Азарова - Медведева, которые поставили точку в одном из самых резонансных историй в отношениях двух стран, и которые дают основания не ждать сенсаций от очередной встречи, запланированной на 27 июня.
Конечно, оптимисты могут не согласиться. Подождите, скажут, еще не все решено. Не за горами сто тридцать пятой, 136-и и 137-ю встречу руководителей "Нафтогаза" и "Газпрома", куда украинская сторона привезет такие пакеты предложений, которые уже точно убедят Москву отказаться от сверхприбылей. А дальше можно представить, что будет.
Цена с $ 425 за тысячу кубометров снизится до $ 240-250. Транзит газа по украинской территории возрастет. Строительство "Южного потока" даже не начнется. Кроме того, Россия откажется от любых альтернативных украинской ГТС газопроводов.
Заработает трехсторонний газотранспортный консорциум в формате, предложенном Украины: Киев, Москва и Брюссель. Россия начнет выполнять требования Третьего энергетического пакета и перестанет посягать на украинскую ГТС.
Украинская промышленность оживет. Металлургия и химия снова начнут получать высокие доходы, выручка будет оставаться в офшорах, а об энергоэффективности и уменьшение потребления газа будут вспоминать только во время научных конференций.
В энергетике вернутся старые добрые времена. Добыча собственного газа падать. LNG-терминал, сланцевый газ и другие амбициозные проекты останутся в прошлом. Зачем тратить на них время и средства, если есть дешевый российский газ?
Представили? А теперь пришло время проснуться. Нарисованная картина не имеет ничего общего с реальной российской политикой и интересами высшего руководства РФ.
Это власть жестких прагматиков во главе с очень опытным и по-иезуитски хитрым политиком. Для них газ - не экономическая, а политическая категория. Это универсальное оружие, одинаково эффективна и в отношениях со странами СНГ, и с Евросоюзом.
Она помогает завоевать рынки сбыта, становится важным элементом в экспансии российского капитала, смягчает резолюции по демократии и свободы слова в России.
Когда Украина сделала ставку в этой игре на экономические аргументы, она перешла на птичий язык. Москва не воспринимает их. Зачем "Газпрому" соглашаться на снижение цены на газ и терять 13 миллиардов долларов доходов? Что мы можем предложить? Еще 20 лет аренды базы Черноморского флота?
Россия жаждет получить политическую компенсацию. Деньги в обмен на активы - вот чего ждет от нас "Газпром". Если мы не хотим играть по их правилам - Никаких иллюзий, что цена будет снижена Все эти полуторагодовалые переговоры были обречены на провал с самого начала. Так, как было раньше, уже не будет.
В нынешней ситуации есть только два пути: белорусский и европейский.
Белорусский - это продажа ГТС, монополия "Газпрома" на внутреннем рынке, членство в Таможенном союзе без права голоса, потеря экономических позиций.
Европейский - диверсификация источников энергоснабжения, развитие местных видов топлива и возобновляемой энергетики, новые рабочие места, настоящая энергоэффективность.
Выбрав белорусский сценарий, мы окажемся у разбитого корыта, потому России невыгодно, чтобы кто-то из ее соседей уменьшал объем потребления газа. Будет любое сокращение - прямые потери для "Газпрома".
К 2015 году Москва планирует выйти на равнодоходные цены. Это означает, что цена в Беларуси будет такая же, как и в других странах, куда импортируется газ. От этой цены будут только вычитаться затраты на транспортировку и пошлины. Итак, что продажа "Белтрансгаза" дал Минску лишь временную трехлетнюю передышку.
Таможенный союз несет убытки. Спросите белорусских предпринимателей, нефтепереработчиков, автодилеров, что они думают о нем. И не только они.
Итак, с кем мы и какой путь выбираем? Пришло время определяться.
Иван Надеин, председатель ОО "Комитет энергетической независимости Украины"