Новый закон – первый шаг к конвертации валютных кредитов по докризисному курсу. Но его не сделают, иначе МВФ перестанет кредитовать Украину.
Согласно закону о моратории, отчуждению не подлежат залоговые дома площадью до 250 кв. м, а также залоговые квартиры, площадь которых не более 130 кв. м. Еще одно условие: в этом жилье проживает "валютный" заемщик. Кстати, процент валютных кредитов на недвижимость в общем объеме выданных физлицам займов впечатляет. В банке "Надра" -- 60%, в Райффайзен Банке Аваль -- 54%. Меньше в банке "Финансы и Кредит" -- 24%, в УкрСиббанке - 16,72%. По информации НБУ, всего ипотечных валютных кредитов граждане имеется на сумму в эквиваленте 46 млрд. грн. Банкиры грустят: "Перестать платить по кредитам смогут даже добросовестные заемщики, -- объясняет начальник юруправления ОТП Банка Олег Коробкин. - А это критически отразится на финансовом состоянии банков".
Пока гремит скандал вокруг моратория, банкиры готовят предложения к законопроекту о реструктуризации валютных кредитов. Ассоциация банков (НАБУ) предлагает ограничить сумму ипотечного валютного кредита, который подлежит реструктуризации. Также обсуждается вариант продления срока действия кредитных договоров таким образом, чтобы после реструктуризации сумма регулярного платежа сохранилась на уровне 1 января 2014 года.
Мораторий и реструктуризация на ура воспринимаются и валютными заемщиками(их более 200 тысяч), и народными депутатами (им хочется в следующий состав Рады). Но все эти законы приводят к ухудшению стабильности банковской системы, что противоречит обязательствам Украины перед МВФ. И страна рискует потерять кредитную линию Фонда, которая только что начала действовать.