РУС УКР

Отползаем от... дефолта?

Отползаем от... дефолта?
16 января 2015

  Правительство в экстренном режиме ищет поддержку международных кредиторов. На днях в Украину прибыла миссия МВФ. У Кабмина есть время до 29 января, чтобы убедить ревизоров Фонда в правильности избранного курса реформ. Если это не удастся и кризис в экономике не будет преодолен, то, по прогнозам международного рейтингового агентства Moody’s, наше государство ожидает дефолт.

Чтобы не допустить финансовый провал, по оценкам Кабмина, в этом году необходимо одолжить 293,836 миллиардов гривен в бюджет, из которых на внешние цели — 180,970 миллиардов гривен. То есть $11,5 миллиардов по курсу НБУ. А отдать на протяжении года Украина должна $11 миллиардов внешних долгов, напомнил на днях премьер-министр Арсений Яценюк. Следовательно, правительство надеется на увеличение кредитной линии от МВФ.

Украина пока не обсуждала с Фондом объем кредитного транша, заверила вчера министр финансов Наталия Яресько. «Идет процесс переговоров. Речь о конкретном транше пока не ведется. Мы работаем над тем, чтобы объяснить бюджет, Бюджетный кодекс, налоговые изменения и все законы, которые мы приняли в конце 2014 года», — комментирует она.

Председатель «Комитета экономистов Украины» Андрей Новак не сомневается, что МВФ продолжит сотрудничество с украинским правительством. По мнению эксперта, основное условие Фонда традиционно будет касаться срочного внесения изменений в бюджет в части его бездефицитности. «Правительство говорит о 64 миллиардах гривен дефицита, но есть еще скрытые расходы», — подчеркивает Новак. Например, по его словам, НБУ должен дать бюджету 65 миллиардов гривен, а председатель Нацбанка Гонтарева говорит только максимум о 38 миллиардах гривен. То есть остальные 27 миллиардов еще нужно найти. От приватизации, по словам экономиста, в правительстве ожидают 17 миллиардов гривен, тогда как в 2014 году собрали 400 миллионов гривен. Общая сумма дефицита, по оценкам Новака, составляет 110–120 миллиардов гривен. Но это не все, на что будут смотреть кредиторы. По мнению председателя «Комитета экономистов Украины», фокус требований кредиторов должен сместиться и на исследование использования этих денег. «В 2014 году правительство получило извне $9,2 миллиарда, но эффективность очень низкая. КМУ не решил ни одного важного вопроса: ни стабилизации курса, ни бюджета», — объясняет он.

также считает, что работа с Фондом увенчается успехом. Все, кто хотел, победили на выборах, уже сделали это, говорит он, и теперь начали немного думать об экономике страны. Поэтому можно надеяться на открытие доступа к другим источникам финансовой поддержки государства, считает Шпек. В частности, $2 миллиарда пообещали предоставить США, как только Украина и МВФ придут к согласию. По информации Министерства финансов США, $1 миллиард кредитных гарантий нам выделят в первой половине 2015 года, и еще один миллиард министерство будет просить у Конгресса на конец года.

Но действительно ли Украине нужно еще больше развивать кредитную зависимость? Возможно, есть другие варианты выхода из этой ситуации?

По мнению Новака, мы можем обойтись и без больших кредитов абсолютно спокойно. Но подход эксперт предлагает достаточно революционный: нужно просить у международных кредиторов списания части внешних долгов. Апеллировать можно к опыту Польши, которой в 1991 году «простили» 50% внешних долгов, чтобы облегчить переход от коммунизма к рыночной экономике. Есть пример Греции, которой «забыли» вообще 85% суммы долгов. Аргумент в пользу Украины состоит в том, что в названных странах не было ни частичной аннексии территорий, ни военных действий. У нас же все эти события привели к экономическому разлому, который прошел по линии промышленного Донбасса. Именно Донецкая и Луганская области, по оценкам эксперта, формировали 15% украинского ВВП и обеспечивали 20% валютной выручки страны! «У Украины намного сложнее обстоятельства, исходя из которых она имеет право и должна ставить вопрос перед своими кредиторами о списании части суммы государственного долга от 50–85%. Представьте, насколько это облегчило бы нагрузку на государственный бюджет, особенно в условиях подорожания валют из-за девальвации, а госдолг необходимо платить в валюте... Власть страны должна просить и ставить этот вопрос на всех форумах. Я не представляю, какая организация или страна отказала бы в этом. Но почему-то более 10 месяцев украинская власть замалчивает этот шанс и переводит тяжелый груз на налогоплательщиков. Объяснение одно — из списанного ничего в карман не положишь», — говорит Новак. По его мнению, не стоит также прислушиваться и к критике тех, кто пугает, что после этого от Украины отвернутся все инвесторы. «Мы находимся в условиях прямой военной агрессии России. И сегодня Украина самостоятельно останавливает фашизм 21-го века, чтобы он не двигался в Европу. В таких условиях государство не может платить внешние долги по составленному раньше графику. Программа минимум — добиться до момента полного завершения военных действий и возвращения Крыма неуплаты долгов, а максимум — списание до 75% этой суммы. А мир обязан нас поддержать», — подытожил Новак.

Зато исполнительный директор международного «Фонда Блейзер» Олег Устенко не согласен с Новаком. Достоверность дефолта в Украине, по его словам, достаточно высокая. Оснований несколько. Первое — сокращение золотовалютных резервов до 7,5 миллиардов долларов. По словам Устенко, это покрывает всего 1 месяц и 1 неделю критического импорта Украины, тогда как в запасе нужно иметь втрое больше. «Наблюдается растущее напряжение с подорожанием кредитно-дефолтных свопов до 23–30%. Это значит, что кто хочет инвестировать миллион долларов в Украину, должен заплатить страховку за риск работы в сумме 230–300 тысяч долларов. Государственные еврооблигации Украины с погашением в 2015 году продаются на внешних рынках с дисконтом 25%», — добавляет он. Впрочем, по мнению Устенко, играть с дефолтом не стоит, потому что долги в финансовом мире никто не прощает и их придется все равно возвращать. Чтобы стабилизировать ситуацию, убежден он, правительству нужно максимально отшлифовать изменения в бюджете в части дефицита. В частности, Устенко предлагает экономить деньги на госзакупках, делать торги прозрачными, допуская иностранцев.