РУС УКР

Как определить предел девальвации гривны, не выходя за границы здравого смысла

Как определить предел девальвации гривны, не выходя за границы здравого смысла
26 февраля 2015

  В бесконечной философской дискуссии поставлена жирная точка. Теперь не бытие определяет сознание, а котировки купли-продажи у суровых ребят, скучающих под пунктами обмена валют.


Это раньше можно самоутверждаться перед друзьями и знакомыми, рассказывая о своем очередном повышении или получении второго диплома. Теперь же весь жизненный успех отдельно взятой личности исчисляется четырьмя цифрами: по какому курсу продал и по какому купил. Успешно проведенная валютообменная операция даже позволяет отбелить прошлое или неполноценное настоящее: «Ну и что, что в его квартире висят тряпичные куклы соседей, утыканные иголками, зато как он удачно откупился по 24 грн./$.»

Власти и население страны существуют в разных реальностях. Стоило председателю НБУ Валерии Гонтаревой заявить, что курс 25 грн./$ «даже не рассматривается», как на черном рынке уже нарисовались котировки 28 грн./$. В Минфине тоже в упор не видят таблички на пунктах обмена валют, продолжая с каким-то удивительным упорством сначала пересчитывать бюджет по несуществующему курсу 17 грн./$, а потом 21 грн./$, хотя тенденции на валютном рынке явно указывают на неотвратимое приближение 34 грн./$. Справедливости ради следует отметить, что панические настроения украинцев улеглись. Уже просто не за что покупать дорожающий доллар. В январе, хоть этот и не совсем показательный месяц ввиду праздничных трат, население продало банкам $89,6 млн., а выкупило обратно $109 млн. Разница совсем ничего – $19,4 млн., тогда как ранее на руки уходили миллиарды.

Значит ли это, что худшие времена для гривны уже позади и можно сбрасывать купленную ранее валюту? А вдруг возникшее затишье – очередной «откат», после чего последует новая волна обвала курса, а потому следует использовать передышку для дальнейшего пополнения валютных запасов?

Украинцы уже неоднократно становились жертвой дезинформации не только со стороны валютных спекулянтов, но и самого Нацбанка. Вспомните, как в прошлом году население пытались убедить, что равновесное значение курса гривны к доллару находится на отметке 11,5 грн./$, потом – 16 грн./$. И вот, теперь новая реальность – 32 грн./$. Так, где же предел девальвации?

Потенциал обвала гривны можно оценить по двум альтернативным методикам. У каждой из них свои плюсы и минусы. И что немаловажно, в прошлом оценки курса, проведенные с их помощью, оказывались близкими к реальным рыночным значениям. О чем они говорят теперь?

 

ИНФЛЯЦИОННЫЙ ПАРИТЕТ ДОЛЛАРА И ГРИВНЫ

В это сложно поверить, но в США тоже бывает инфляция, правда не такой высокой, как в Украине. Суть первого метода определения реального курса заключается как раз в оценке разницы динамики цен у них и у нас, т.е. определяется, какая валюта быстрее теряла свою покупательскую способность по отношению к другой. Таким образом, определяется инфляционный паритет.

В качестве отправной точки берется курс гривны к доллару, скажем, лет 10 назад, и потом ежегодно пересчитывается с учетом инфляционной разницы. Логика проста: чем быстрее дешевеют украинские деньги, тем выше курс. Если рассчитывать по методике инфляционного паритета, то получим на 1 января 2015-ого курс 16 грн./$. Таковы расчеты компании MPP Consulting.

Реальная стоимость доллара на тот моменты была несколько выше. Американскую валюту можно было купить за 19-20 грн./$. Т.е. если верить данным MPP Consulting, гривну излишне девальвировали.

Следуя логике инфляционного паритета, можно предположить, что к концу 2015-ого справедливый курс должен находиться на отметке 21 грн./$ при условии, что инфляция в Украине окажется на уровне 30%, а в США сохранится 1,3%-ый рост цен. Примечательно, что на 21 грн./$ закладывается и Минфин после долгих переговоров с МВФ, читай, санкции международных кредиторов. Вот только доллар уже сейчас намного дороже и, судя по всему, не собирается останавливаться на достигнутом.

Потенциал обвала гривны можно оценить по двум альтернативным методикам. У каждой из них свои плюсы и минусы

Вполне вероятно, что избыточная девальвация вызвана паническими настроениями украинцев, готовых тратить на скупку доллара все свои накопления, даже в ущерб текущим расходам. В истории неоднократно случалось, когда товар, ранее не представлявший большого интереса, вдруг становился бесценным. И чем больше повышалась его стоимость, тем сильнее было желание его купить. Обычно такие метаморфозы происходили во время больших потрясений, например, войн. В период Второй мировой войны в остром дефиците были соль, мыло, спички. Сейчас эту роль играет доллар. Ведь Украина тоже находится в состоянии военных действий. И если бы не столкновение с Россией, едва ли была бы возможна столь масштабная девальвация.

Оценки по методике инфляционного паритета можно трактовать так, что как только завершится военный конфликт на востоке Украины, спрос на валюту снизится и курс опустится к 21 грн./$. Соответственно, сейчас нет смысла пополнять валютные запасы. Скорее наоборот – необходимо дожидаться выгодных предложений, сбрасывая доллары или евро по завышенному курсу.

Недостаток этого метода оценки курса – реалистичность уровня инфляции, который подсчитывает Госкомстат. Вне всяких сомнений, в США и в Украине динамику цен измеряют по-разному. И очень может быть, что у нас по привычке несколько занижают темпы снижения покупательской способности гривны. Согласитесь, все-таки странно, что при трехкратном валютном обвале официальная инфляция всего 25%.

МАССА НА РЕЗЕРВЫ

Другой метод оценки определения реальной стоимости курса тоже успешно зарекомендовал себя в прошлом и, что немаловажно, почти идеально описывает если не настоящее, то ближайшее будущее гривны. Здесь расчет реального курса предельно простой, нужно разделить количество денег в обороте (монетарный агрегат М1) на золотовалютные резервы Нацбанка. В чем смысл этой математики?

Показатель М1 включает в себя наличные гривны и деньги на текущих и расчетных счетах в банках. Т.е. наиболее ликвидные активы украинцев. Когда денежная масса растет, а экономика страны падает, или, проще говоря, на руках у граждан появляется больше денег при сокращении количества выпускаемых товаров, происходит рост цен и падает валютный курс.

Существует еще одно объяснение этой методики. Отношение денежной массы к золотовалютным резервам определяет курс, по которому население сможет быстро обменять все свои ликвидные гривневые активы. Это такой себе ограничитель девальвации. Больше быть просто не может, потому что не останется денег на покупку валюты. Несмотря на весь свой «максимализм», эта методика работает в Украине как часы, заранее предупреждая о неприятностях на валютном рынке. На развитых рынках она не столь эффективна. Это объясняется совершенно разными подходами населения к своим сбережениям.

В таких странах, как Украина, граждане изначально доверяют твердым валютам больше, чем родным денежным знакам. Условно говоря, репутация у своей валюты намного хуже, чем западной. В то же время в развитых государствах, отвыкших от валютных шоков, степень доверия к своим банкнотам намного больше. В Европе никому в голову не придет хранить сбережения в долларе, а не в евро. К тому же существует множество способов вложить свои кровные. У нас же только валюта может защитить сбережения от обесценивания.

Такая разница в отношении к деньгам приводит к совершенно противоположным результатам. Если в Украине накачка экономики деньгами в обозримом будущем приведет к девальвации, то в Европе возможны лишь незначительные курсовые колебания. Огромная экономика легко проглотит финансовые вливания, тем более, когда она растет, а не падает, как у нас.

Как только стабилизируется ситуация на Востоке, девальвационные риски исчезнут. Можно будет смело подыскивать привлекательные условия размещения средств на депозитах в банках

Расчеты по предложенной методике приводят к печальным результатам. При нынешнем уровне золотовалютных резервов (около $5,6 млрд.) и денежной массе (М1 = 435 млрд. грн.) доллар должен стоить 75 грн. Кажется, что это полный абсурд и вся предложенная «алгебра» не имеет никакого отношения к реальности.

И все-таки, еще год назад расчеты предупреждали о возможной девальвации до уровня 21 грн./$., хотя обменники вывешивали 9 грн./$. Тогда разговоры о трехкратной девальвации тоже звучали дико. Многие эксперты, в том числе некоторые уважаемые представители инвестиционного бизнеса, рассуждали об отметке 11,5 грн./$ как максимально возможной, пишет ЛС. Цифры до 20 и выше рассматривались в качестве предвестника нереалистичного финансового Армагеддона, который, к сожалению, все-таки наступил.

Давайте вернемся на год назад. В 2014 году власти допустили две ошибки. Первая – пытаясь удержать курс сначала по политическим мотивам, а потом из опасений пустить экономику под откос, чиновники допустили трехкратное падение золотовалютных резервов. Вторая – одновременно произошло резкое увеличение денег в обороте. В основном из-за необходимости поддерживать Фонд гарантирования вкладов, проводящий выплаты вкладчикам банков-банкротов. Не удивительно, что все закончилось большим пшиком. Что будет потом?

Удержать курс хотя бы на отметках 25-30 грн./$. можно только при условии получения мощной кредитной поддержки от МВФ и других иностранных доноров.

В Нацбанке уже рапортуют о согласии иностранцев профинансировать Украину. По оценкам НБУ, благодаря внешней помощи удастся нарастить золотовалютные резервы к концу года до $17 млрд. Примерно половину этой суммы выдаст МВФ, остальное – Всемирный банк, ЕС и США.

Столь крупное пополнение золотовалютных резервов может существенно снизить риски дальнейшей девальвации гривны. И если предположить, что количество денег в обороте останется на прежнем уровне, то тогда справедливое значение курса должно быть на уровне 25 грн. /$. Вот только Нацбанк не собирается останавливать печатный станок.

Валерия Гонтарева считает, что для удовлетворения потребностей экономики и банковской системы, прирост монетарной базы в 2015 году должен составить 30% или 100 млрд. грн. В НБУ даже не скрывают цели использования этих средств. Как сказано в документе под названием «Банковская система – 2015: вызовы и перспективы», подготовленном экспертами центробанка, спрос на деньги будет преимущественно вызван необходимостью в наличных из-за низкого доверия населения к банкам и проведения выплат Фондом гарантирования вкладов физлиц. Проще говоря, украинцы будут выводить средства с банковских счетов. Можно не сомневаться, что львиная доля полученных средств будет конвертирована в твердую валюту.

В этом случае реальный курс будет несколько иной. При увеличении монетарной базы на 100 млрд. грн. и одновременном пополнении резервов до $17 млрд., стоимость доллара составит $31,5 грн. Т.е. как сейчас. А раз так, то как только властям удастся стабилизировать ситуацию на Востоке, девальвационные риски исчезнут. Можно будет смело выходить в гривну, и подыскивать привлекательные условия размещения средств на депозитах в надежных банках, прежде всего, иностранных финансовых учреждениях и принадлежащих государству.